Главная Новости Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Личные страницы


Любелия

"Великая Игра": заметки и наблюдения

Итак, я прочла новую Иллет. Все говорят, и я скажу.

Собственно, для начала: книга как книга. Сильных эмоций не вызвала, хотя написана достаточно неплохо, для того, чтобы прочесть и высказаться. Про язык ругаться не буду - читать не мешал, некоторые места написаны действительно красиво, ляпы тоже наблюдаются, но в среднем - читать можно.

По поводу отношения этого текста к Толкину и ЧКА - так же высказываться особенно смысла не вижу. Апокриф как апокриф, почему нет. Единственное, что в этом отношении мне серьезно не понравилось - непродуманность в проведении параллелей с земными реалиями и народами. Нуменор - Рим (ладно, пойдет), Умбар - Венецианская республика, но почему в Хараде намешано все на свете от Ближнего Востока, до записок хейянских аристократок? В итоге в описаниях народов и государств получилась какая-то эклектическая каша, очень невнятная и незапоминающаяся. Если учесть, что большинство героев всерьез озабочены служением своим народам - эти самые народы и культуры можно было описать более внятно. Впрочем это все опять таки дело личного вкуса, на общем среднем уровне современной фентезийной литературы - даже более менее понятно, где кто и почему. А я все-таки о том, о чем написана эта книга, а не о том, как она написана.

Тема заявлена как "что такое человек и какова его цена". Сюжет - девять историй продажи души дьяволу. Полководец, шаман, ученый, преступник... ну и т.д.

Фигня в том, что истории эти очень скучные и тривиальные, а мир, в котором они происходят - совершенно беспросветен. Это не истории борьбы Бога и Дьявола за души, это простые и незамысловатые сюжеты о том, как дьявол - без битвы, без особенных даже искушений - просто берет свое. Полководец, для которого служение своей стране с самого начала выше любви, дружбы и вообще всего человеческого. Бандит, который признает только закон силы. Шаман, для которого астральные путешествия - это способ добиться власти над духами и стать на место Бога. Ученый, который не верит в душу, а хочет бессмертия и счастья всего человечества... Садомаз...Простите, охотник, который жаждет иметь над собой Хозяина - и хочет быть таким же Хозяином для всех остальных. Пророк, которые видит обстоятельтва будущего, но не видит добра и зла. Странник, который идет к Саурону, просто потому что некуда больше идти. Их даже искушать-то не надо, и все они в итоге оказываются совершенно довольны совершенной сделкой. У них даже внутри особенно ничего не меняется, они с самого начала дьяволовы, со всеми потрохами. Эру в этой книге, кажется, не присуствует вовсе, во всяком случае никак не действует - ни чудесами, ни обстоятельствами, ни голосом совести, ничем. Нету там Эру. Саурон есть, а с Эру - напряги. Все благие помыслы героев оказываются на руку сатане, и они в итоге приходят к нему, даже если сначала искренне хотели служить Солнцу. Чуть-чуть выбиваются две истории - Денны и Орхальдора, эти двое действительно играют с Сау, и кажется только им двоим автор не отказывает в Выборе. Впрочем, вывод в итоге все равно один - человек плох, и что с ним не делай - придет к преступлению.

Не нра. Властелин колец - это книга про хороших людей. Балрог меня побери, ЧКА - это книга про хороших людей (на месте "людей" ставьте что хотите), которые по мере сил боряться со злом. При всем сходстве стиля и неаппетитно-реалистического антуража, ПТСР - это книга про положительных героев.

А вот Великая игра - это книга про плохих людей, которые делают плохие дела. Она даже толком и не поучительна, она просто насквозь депрессивна.

ЗЫ:
Но садомазохистское Аст Ахэ меня порадовало от души!

Размещено: 06.09.05



return_links(); //echo 15; ?> build_links(); ?>