Главная Новости Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Личные страницы


Туилиндо

Орки: происхождение и сущность

Путешествие по черновикам Толкиена

Ответ на Summa contra ORCOR/orcoPHiles Курт

(данная работа впервые была опубликована на подписном листе-клубе "Белерианд")

I. Необходимые пояснения: побудительный импульс

Поводом к написанию этого текста явилась статья Курта «Summa contra orcor/orcophiles». Поначалу я не предполагала что-нибудь писать – не мое это вообще-то занятие, я не полемист. Но поразмыслила – и решила кинуть свои пять копеек.

Сразу оговорюсь, меня сложно причислить к поклонникам Перумова, да и лить над орками слезы до сих пор как-то не приходилось. Так что волнует меня не проблема жизни на Марсе… в смысле, политкорректного отношения к оркам, а вопросы, появившиеся при чтении статьи Курта и связанные сугубо с авторской аргументацией.

Дело в том, что статья демонстрирует весьма глубокую и тщательную проработку материала – и поразительно одностороннее использование оного. Явно зная все основные высказывания Толкиена на данную тему, он использует он лишь те, что подкрепляют – или ему кажется, что подкрепляют – его собственные взгляды, замалчивая, искажая или попросту отрицая все остальное.

Особо озадачило меня заявление, что «так как наиболее ярко и законченно концепция Толкина представлена во "Властелине Колец" (в первую очередь) и "Хоббите", а черновики (в том числе и все варианты "Сильмариллиона") так и остались, к сожалению, недоработанными черновиками, "размышлениями с пером в руке", то именно поэтому черновики достоверны (в вопросе т.н. "реконструкции истории Арды") лишь в той степени, в которой соответствуют и не противоречат "Властелину Колец" и "Хоббиту"» (раздел 1.2 - извините за обширную цитату - а то еще скажут, что «выдернуто из контекста») на фоне последующих восьми страниц, имеющих дело исключительно с черновиками.

Вообще говоря, в рамках подхода Курта его статья является выморочной: достоверного – по его критериям – материала слишком мало, чтобы делать хоть какие-то выводы (вычеркните из статьи все цитаты, не относящиеся к «Властелину Колец» и «Хоббиту», и быстро в этом убедитесь).

Утверждение, что «наиболее ярко и законченно концепция Толкина представлена во "Властелине Колец"» я оставлю на совести автора. В таких случаях вообще-то принято прибавлять – ИМХО.

Между тем, проблемы, связанные с происхождением и сущностью орков, куда как непросты с текстологической точки зрения, что я сейчас и продемонстрирую

II Происхождение

Вообще-то нюансы происхождения орков меня, как и Курта, заботят мало, а волнует один-единственный вопрос – можно ли считать их Воплощенными (Incarnates)?

Согласитесь, однако – вопрос ключевой. Совершенно напрасно автор пытается задвинуть его в сторону, уравнивая все версии – порождения камня, животные, люди, эльфы, айнур – и заявляя, что это, в сущности, неважно. Важно-важно! Так что остановимся на этом подробнее. Тем более что это прекрасно иллюстрирует а) текстологические сложности, о которых я упоминала выше, б) подход Курта к аргументам, встречающимся в текстах.

Версии о происхождении орков можно разбить на три группы.

1. «Духи» (Spirits) – айнур, способные, как и все айнур, по своей воле облекаться в плоть.

2. Воплощенные (существа, обладающие душой - феа, существующей в необходимом союзе с телом - хроа).

3. Существа, лишенные души.

Первая версия поднимается в VIII и X текстах «Myths transformed» (X том НоМЕ) - однако в обоих случаях оговорено, что число майар, принимавших облик орков, было невелико. Попытка же Курта «увеличить» его («однако количество их "отпрысков" на самом деле нам неизвестно», раздел 2.2) критики не выдерживает: хотя бы потому, что потомство майар не является майар, что нам известно на примере Лучиэнь.

Вторая и третья группа версий в большинстве текстов тесно переплетены друг с другом, и рассматривать их по отдельности сложно, поэтому я поступлю иначе: сделаю обзор текстов в отношении излагаемых в них версий.

В «Анналах Амана» (X том НоМЕ) можно найти самую раннюю концепцию – орки созданы («made»), они «порождение земли» («spawn of earth»), искаженные Морготом [1]. Однако тут же добавлена фраза: «Но более мрачную повесть рассказывают иные на Эрессэа, утверждая, что орки воистину в начале своем были Квэнди, племя несчастных Авари, обманутые, а затем плененные Морготом, и так порабощенные им и погубленные совершенно» [2] (переводы везде мои). Неясно, кстати, почему Курт называет это «предположением некоторых с Тол Эрэссэа» - в оригинале tale, не assumption. Затем «made» исправлено на «bred» (заметим, что первое слово предполагает, что орки являются «созданиями Моргота», второе же – что они существовали помимо него, а Моргот является лишь их… э-э… селекционером). В то же время в более ранний аннал 1085 [3] добавляется описание похищения Мелькором Квэнди у Куивиэнен и утверждение Мудрых, что их использовали как исходный материал для выведения орков. Вскоре после этого фраза «Но более мрачную повесть…» из §127 вычеркивается: это можно связать либо со сделанной Толкиеном пометкой «Изменить это. Орки не из эльфов» («Alter this. Orcs are not elvish»), либо с тем, что вставка в ранний аннал 1085 сделала текст позднего аннала излишним. Непонятно, почему Курт однозначно склоняется в пользу первого предположения (хотя Кристофер Толкиен высказывает оба). Кроме того, наличие пометки лишь у §127, но не гораздо более развернутого и определенного §42 из аннала 1085, косвенно свидетельствует в пользу ее мимолетности.

Текст «Позднейшая Квэнта Сильмариллион» (X том НоМЕ) повторяет текст §127 «Анналов Амана» в самой ранней его редакции («made», «spawn of earth»). Там же есть пометка «Изменить это. Смотри «Анналы» («Alter this. See Annals»). Кристофер считает, что это относится к появлению вставки в аннале 1085, Курт – что к пометке «Изменить это…». Прямых доказательств нет ни в пользу первого, ни в пользу второго мнения. Косвенно – я склонна согласиться с Кристофером. Почему? В версии Курта Толкиеном «пропускается» целая стадия (и обширная) развития концепции; а сама фраза «Смотри «Анналы» скорее указывает на сам текст «Анналов Амана», нежели на пометки на полях.

Однако повторюсь, прямых доказательств нет, и утверждать что-либо определенно нельзя. Однако именно это и делает мой оппонент ( «Заметим, что Толкин отказался от идеи происхождения орков от искаженных эльфов…»; «Аналогичные поправки были внесены и в текст Позднего "Квента Сильмариллион"», раздел 2.3).

Что касается текстов «Myths transformed», то вопроса происхождения орков так ли иначе касаются четыре из них (VII, VIII, IX и X). В тексте VII утверждается, что по мнению эльдар, орки происходят от людей и эльфов: «Эльдар полагали, что Моргот действительно “вывел" их [орков], захватывая в ранние времена людей (и эльфов), и доводя до предела все их порочные склонности» [4]. Так или иначе, текст предполагает происхождение орков от Эрухини – т.е. принадлежность к Воплощенным.

Текст VIII – тот самый, откуда знаменитая цитата («Орки были животными, формой напоминавшими людей (насмешка над людьми и эльфами)» [5], на которую обычно ссылаются сторонники теории «орки – звери». Однако далее – в этом же тексте – сказано: «Остается, следовательно, ужасная вероятность, что в орках была эльфийская кровь» [6].

Еще дальше в том же тексте вновь говорится «Орки – животные» [7]. Несомненно, фраза Кристофера «размышляя с пером в руке» как нельзя лучше описывает этот текст!

Текст IX начинается фразой «Это подразумевает – хотя это нельзя считать окончательно определенным – что орки происходили от эльфов» [8]. А затем суммируется: «Поскольку Мелькор не мог творить независимых существ, но его могущество в совращении и искажении тех, что оказывались в его власти, было огромно возможно, что эти Орки были смешанного происхождения. Большая часть их явно (и биологически) была искажением эльфов (и вероятно, впоследствии также людей)» [9]. Как видим, и в этом тексте орки – Воплощенные.

Текст X придерживается взгляда о происхождении орков от людей.

Мне, кстати, неясно, как совместить утверждение, что черновики достоверны лишь в той мере, в какой соответствуют «Властелину Колец» (где о происхождении орков сказано лишь «были впервые выведены Темной Силой Севера в Древние Дни» - «were first bred by the Dark Power of the North in the Elder Days»: ни слова о том, как и из кого, но – «bred») с подходом типа: идею происхождения от эльфов не берем, от людей, так и быть, примем.

Наконец, этот вопрос так или иначе затрагивается в нескольких письмах. В письме к Наоми Митчинсон (около 1954 г.) сказано, что орки должны быть «искажением» («corruption»), поскольку ни Моргот, ни Саурон не были способны создавать живые существа [10]. Та же мысль повторяется в письме Питеру Гастингсу, где однозначно утверждается, что орки – раса разумных воплощенных существ («a race of 'rational incarnate' creatures»), хотя и искаженных [11]. Та же мысль – в черновике письма к Роне Беар от 1958 г. - «Эльфы могут становиться орками» («Elves may turn into Orcs», [12].

Т.о. в утверждении моего оппонента, что «Толкин на определенном этапе просто не считал орков живыми существами» ключевые слова – «на определенном этапе». Как видим, мысль «орки – животные» была мимолетной идеей – более мимолетной, к примеру, чем эльфийское происхождение орков. Мысль об орках как «порождениях земли» и «порождениях камня», созданных Морготом - ранняя концепция, и в работах 50х гг. уже не повторяется.

А ответ на вопрос, заданный в начале раздела, вырисовывается довольно четко - больше всего свидетельств в пользу положения «орки – Воплощенные».

III Сущность

Обладают ли орки душой? Раз уж они - Воплощенные, что следует из бОльшей части приведенных выше цитат, значит - есть.

Но посмотрим однако, что сказано на эту тему в текстах.

«Myths transformed», текст VIII. За цитированной выше фразой «Остается, следовательно, ужасная вероятность, что в орках была эльфийская кровь» следует далее: «И умирая, они уходили бы в Мандос, где содержались бы в заточении до Конца» [13]. Впрочем, этот текст наиболее фрагментарен.

Текст X. Стоит в «Myths transformed» особняком, поскольку относится к иной, чем остальные, группе текстов, примыкая к эссэ «Квэнди и Эльдар»; представляет собой более законченное произведение; и кроме того, несколько более поздний (текст VIII предположительно датируется апрелем 1959 г., текст X – мартом 1960 г.) Отдельно хочу возразить утверждению Курта, что «текст Х все же остается таким же "размышлением с пером руках", что и текст VIII» (раздел 3.2), подкрепленному ссылкой на форму изложения. Интересно, а с таким понятием, как «стилизация», автор знаком, нет? В этом тексте не Толкиен спорит сам с собой, здесь излагаются размышления Мудрых (приходящих, кстати, к определенному выводу). Почувствуйте разницу.

Что же мы находим здесь? Мелькор – как Толкиен утверждал неоднократно – неспособен творить существа, наделенные собственной волей. Такая попытка привела бы лишь к созданию «марионеток».

Но орки, решительно заключает Толкиен, таковыми не были [14]. Они обладали независимой волей, «independent wills» (совершенно непонятно, почему Курт пытается перевести это как «разум»). Толкиен не отрицает того, что Мелькор властвовал над орками, подавляя их – но подчеркивает, что осуществлялось это путем страха[15]. Не отношения «кукловод-марионетка», но отношения «хозяин-раб». Рабство может искалечить тело и душу, искалечить настолько, что исцеление тела и возрождение души станет уже невозможным. Однако раб все равно остается сущностью отдельной от хозяина. Марионетка без кукловода мертва.

И далее: «… в своем искажении они [орки] потеряли почти всякую возможность сопротивляться владычеству его воли» [16]. Эту фразу сторонники теории о марионеточности орков обычно трактуют как довод в свою пользу. Но задумайтесь – из нее следует, что изначально, потенциально – эта способность у них была. Вы когда-нибудь видели, чтоб кукла в кукольном театре хоть рукой пошевелила сама?

Далее говорится, что люди могли быть доведены до состояния, когда «шли бы в одном строю с орками и соперничали бы с ними в жестокостях и разрушениях» [17], а вслед за утверждением, что орки могли быть доведены до состояния «поглощенности», сказано: «Другие первоначально независимые существа, и среди них люди (но не эльфы, и не гномы) также могли быть умалены до подобного состояния» [18]. Если люди – несомненно, наделенные душой – могут быть доведены до состояния полного порабощения – то как можно считать приведение орков в такое состояние доказательством отсутствия души?

Толкиен подытоживает: «Они [орки] обладали также и другими чертами Воплощенных» [19]. Одна из характеристик Воплощенных (скажем прямо, основная) – наличие души. И после этого Курт утверждает, что «Относительно наличия у орков души во ВСЕМ тексте Х ВООБЩЕ НИЧЕГО НЕ СКАЗАНО» (раздел 3.2)? Гм… В том же тексте есть еще одна примечательная фраза: «… Мудрые в Древние Дни всегда учили, что орки не были «созданы» Мелькором и следовательно не были злыми изначально» [20]. По-моему, подобное утверждение применимо лишь к созданиям, имеющим душу – звери (а уж тем более куклы) не бывают «изначально злы» или «изначально добры» - это категории этики, применимые лишь к существам одухотворенным.

И еще одна цитата насчет одухотворенности орков – на сей раз из уже цитировавшегося письма к Питеру Гастингсу: «… поскольку по крайней мере в моей мифологии, я не считаю возможной «передачу права на сотворение» душ или духов, сущностей одного порядка с Валар, если и не одного могущества, я представил по крайней мере орков как бывшие изначально сущности, на которые Темный Владыка обрушил всю свою мощь, изменяя и искажая их, не творя» [21].

Что касается аргументов Курта о наличии/отсутствии у орков феар… Феар они могут иметь не только в случае происхождения от людей, а также и в случае происхождения от эльфов - как мы видели, эту версию отрицать отнюдь нельзя. Феа и хроа не «созданы друг для друга», но «…were designed each for other» («… были замыслены») [22]. Были. Изначально. До Искажения Арды.

«Могут ли существовать души (такие, как у Детей Эру), которые, как пишет Толкин, “naturally bad”?» Простите, а где-нибудь сказано, что орки – «природно злы» (более того, фактически сказано обратное – см. ниже)? В приведенном письме говорится о том, какими бы были существа, сотворенные Морготом – но там же подчеркивается, что орки такими не были.

Прочие же аргументы просто несерьезны. Получается фактически следующее: у орков нет души, т.к. те, кто имеет душу, так плохо себя вести не могут. Угу. Хороший аргумент. Позволяет отказать в наличии души любому злодею, на выбор. Боюсь только, теологи станут возражать.

Я, между прочим, вовсе не защищаю «истребляемую разумную расу». Я просто пытаюсь определить статус орков – определить по принципу «раз в текстах написано, значит, написано», а не подгоняя тексты под собственные предвзятые мнения.

IV Борьба с чумой?

Подлежат ли орки тотальному истреблению? И главное, что об этом думали в Арде? В конце концов, наша политкорректность в отношении орков (или ее отсутствие) на их судьбе все равно не скажется – орки в Арде, а мы нет.

Курт приводит ряд цитат, говорящих о неизменно суровом, чтобы не сказать больше, отношении. Надо, правда, отметить – речь везде идет о состоянии войны. Кроме того, уже знакомая мне манера отбора материала таким образом, чтобы он соответствовал авторским выводам, не позволяет отнестись к этой подборке с безоговорочным доверием. Но я не буду ее анализировать.

Я дополню этот список еще одной – всего одной – цитатой. Она, конечно, из «недоработанных черновиков» (а именно – из многократно помянутого текста X «Myths transformed») – но, поскольку в своей статье Курт цитирует «Квэнта Нолдоринва» из IV тома НоМЕ,, «Квэнта Сильмариллион» из V тома, «Позднейшую Квэнта Сильмариллион» из X тома, тексты VI, VIII, IX и X «Myths transformed», «Анналы Амана», «Сильмариллион», «Новую тень»… кажется, ничего не забыла?

Короче, по моему мнению – имею право.

Вот эта цитата. «…Мудрые в Древние Дни всегда учили, что орки не были «созданы» Мелькором и следовательно не были злыми изначально. Их спасение могло стать невозможным (по крайней мере, силами эльфов и людей), но они оставались в рамках Закона. Иными словами, хотя и по необходимости, ибо они были пальцами руки Моргота, с ними надлежало бороться со всей возможной суровостью, но не следовало обходиться с жестокостью и вероломством, подобными их собственным» [23]. Далее уточняется – пленных не дОлжно пытать; если орки сдаются и просят пощады, она должна быть им дарована «даже с уроном для себя» («even at a cost») (здесь есть примечание, что орки редко сдавались в плен, а эльфам никогда, поскольку Моргот сумел внушить им, что эльфы еще более жестоки, чем они сами и в плен берут лишь для пыток или каннибализма. Согласитесь, между «орков не берут в плен» и «орки не сдаются в плен» есть некоторая разница). Так, заключает цитата, учили Мудрые, «хотя среди ужасов Войны это не всегда соблюдалось» [24].

Таким образом, взгляды Мудрых Арды (и, похоже, взгляды профессора Толкиена) на эту проблему радикально расходятся со взглядами Курта.

Заключение, оно же примечание.

Тема происхождения и одухотворенности орков муссировалась так часто и так долго, что все вышеизложенное – набившие оскомину вещи. Повторять это было даже неловко. Но судя по статье Курта, по-прежнему есть люди, упорно не замечающие того, что написано у Толкиена.

Туилиндо


1. HoME, vol. 10, p. 110, §127. Houghton Mifflin Company, 1993.

2. «But indeed a darker tale some yet tell in Eressea, saying that the Orcs were verily in their beginning of the Quendi themselves, a kindred of the Avari unhappy whom Morgoth cozened, and then made captive, and so enslaved them, and so brought them utterly to ruin» (там же)

3 HoME, vol. 10, p. 72, §42.

4 «Eldar believed Morgoth had actually 'bred' them by capturing Men , (and Elves) early and increasing to the utmost any corrupt tendencies they possessed». HoME, vol. 10, p. 406.

5. «The Orcs were beasts of humanized shape (to mock Men and Elves)». HoME, vol. 10, p. 410.

6. «It remains therefore terribly possible there was an Elvish strain in the Orcs». HoME, vol. 10, p. 411.

7. "Orcs are beasts" (там же).

8. «This suggests - though it is not explicit - that the 'Orcs' were of Elvish origin.». HoME, vol. 10, p. 413.

9. «Since Melkor could not 'create' an independent species, but had immense powers of corruption and distortion of those that came into his power, it is probable that these Orks had a mixed origin. Most of them plainly (and biologically) were corruptions of Elves (and probably later also of Men)». HoME, vol. 10, p. 414.

10. The Letters of JRR Tolkien. Letter 144.

11. Там же, Letter 153.

12. Там же, Letter 212.

13. «And dying they would go to Mandos and be held in prison till the End». HoME, vol. 10, p. 411.

14. «But the Orcs were not of this kind». HoME, vol. 10, p. 417.

15. «They were certainly dominated by their Master, but his dominion was by fear, and they were aware of this fear and hated him» - «их хозяин, несомненно, держал их в своей власти, но властвовал при помощи страха, и они осознавали это и ненавидели его [Мелькора]». (там же)

16. «…in their corruption they had lost almost all possibility of resisting the domination of his will». HoME, vol. 10, p. 419.

17. «they would march with the Orcs, and vie with them in cruelty and destruction». HoME, vol. 10, p. 420.

18. «Other originally independent creatures, and Men among them (but neither Elves nor Dwarves), could also be reduced to a like condition». HoME, vol. 10, p. 421.

19. «They had other characteristics of the Incarnates also». ». HoME, vol. 10, p. 419.

20. «…Wise in the Elder Days taught always that the Orcs were not 'made' by Melkor, and therefore were not in their origin evil». HoME, vol. 10, p. 419.

21. «… since in my myth at any rate I do not conceive of the making of souls or spirits, things of an equal order if not an equal power to the Valar, as a possible 'delegation', I have represented at least the Orcs as pre-existing real beings on whom the Dark Lord has exerted the fullness of his power in remodelling and corrupting them, not making them». (Letter 153).

22. HoME, vol. 10, p. 330.

23. « …the Wise in the Elder Days taught always that the Orcs were not 'made' by Melkor, and therefore were not in their origin evil. They might have become irredeemable (at least by Elves and Men), but they remained within the Law. That is, that though of necessity, being the fingers of the hand of Morgoth, they must be fought with the utmost severity, they must not be dealt with in their own terms of cruelty and treachery». HoME, vol. 10, p. 419.

24. «This was the teaching of the Wise, though in the horror of the War it was not always heeded». (там же).

Размещено: 06.10.04



return_links(); //echo 15; ?> build_links(); ?>