Главная Новости Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Личные страницы


Алина

Ролевой транссексуализм как феномен ролевой субкультуры

Доклад был зачитан на одноименном семинаре "Москона 2003". Огромное спасибо Ежику и Шейль за неоценимую помощь в подготовке семинара.

Оригинал текста статьи опубликован на сайте "Зеленая дверь"


Disclaimer: Я осознаю, что тема, затронутая в данном докладе, является достаточно щекотливой и, возможно, заденет кого-то. Я также прошу заметить, что не претендую на абсолютную истину - доклад всего лишь попытка разобраться в проблеме общими усилиями, выявить какие-то закономерности в этом сложном и неоднозначном явлении.

Сразу оговорюсь: в переселение душ и память о прошлых жизнях я не верю, а аргументы типа "я помню, я там был" меня не убеждают. Еще менее убедительными представляется мне всяческое существование в двух и более телах одновременно, глюколовство, энергуйство и мистические откровения от Эру Илуватара. Я исхожу из боле-менее научной картины мира и с этой точки зрения и буду рассматривать феномен ролевого транссексуализма.

Хотелось бы также отдельно подчеркнуть, что в докладе никоим образом не будет затрагиваться обычный транссексуализм.

Прежде, чем начинать разговор о ролевом транссексуализме хотелось бы "договориться о терминах". Согласно "Энциклопедическому словарю сексуальных терминов и понятий":

ТРАНССЕКСУАЛИЗМ (транс... + секс), стойкое несоответствие полового самосознания человека его истинному генетическому и гонадному полу. Нормальное строение собственного тела и половых органов воспринимается транссексуалами как неправильное и противоестественное и сопровождается стремлением изменить пол любым путём.

Теперь я попытаюсь сформулировать, что вкладываю в понятие "ролевого транссексуализма" и в чем заключается его отличие от "обычного".

Под ролевым транссексуализмом я понимаю все случаи, когда в той или иной ситуации человек сознательно отыгрывает создание противоположного ему пола. У отыгрываемого персонажа есть имя, какая-то история, жизненный путь, убеждения, которые могут разделятся или не разделятся, совпадать или не совпадать с именем, историей, убеждениями ролевика. Вне зависимости от совпадений персонаж не идентичен игроку, хотя на каком-то этапе и может произойти самоотождествление.

В определяемую сферу попадают и одномоментные роли, сыгранные на какой-то игре или модуле и благополучно забытые, и так называемые "пожизневые квенты", если человек считает нужным не просто помнить о них, но и пытаться отыгрывать в кругу близких или знакомых, и случаи "ушельцев-глюколовов", когда человек сознательно отказывается признавать границу между собой и своей ролью…

Далее хотелось бы более подробно рассмотреть различные случаи ролевого транссексуализма, его причины, последствия, реакцию общества на какие-либо его проявления.

Первым делом оговорюсь о том, что следует четко разделять мужской и женский ролевой транссексуализм. В основном в нашем докладе будут рассматриваться случаи последнего т. к. мужской ролевой транссексуализм не только встречается крайне редко, но и не представляет какой-либо проблемы ни для самого игрока, ни для окружающих.

С женским ролевым транссексуализмом я не только неоднократно сталкивалась, но и сама пыталась отыгрывать транссексуальные роли. Именно неоднозначность полученного опыта, а также практически полное отсутствие какой-либо компетентной литературы по данному вопросу и побудили меня к написанию данного доклада.

Случай первый: "Шла по лесу Арагорн…"

Девушка играет роль молодого человека в ролевой игре или модуле.

Возможные причины:

А) интересно поэкспериментировать, открыть для себя новые горизонты, попробовать вжиться в психологию человека противоположного пола.

Б) мужские персонажи в мире условного средневековья (т. е. в мире стандартной ролевой игры) как правило гораздо активнее, ярче, имеют больше возможности для реализации себя, психологически глубже прорисованы и их просто больше. Не вдаваясь в феминистический бред о "справедливости" или "несправедливости" подобного положения дел могу лишь отметить, что нисколько не осуждаю дев, желающих играть интересные роли с глубоким психологическим наполнением.

Гипотетическая опасность такой модели поведения:

Теоретически девушке может понравится вести себя несообразно своему полу, что приводит нас ко второму случаю. Практически же, если никаких иных причин для дальнейшего развития ролевого транссексуализма в ее жизни нет, игра так и останется игрой…

Способы борьбы:

А надо ли? Если же кому-то из мастеров категорически претит сама мысль о деве на мужской роли, они могут не допускать подобного на своих играх. В моем понимании, если девушка достаточно убедительна, то ничего плохого здесь нету, скорее наоборот.

Случай второй: "Феанор, в миру - Аня"

Это так называемый случай "квенты", т. е. роль перестает быть просто маленьким эпизодом, а занимает в жизни достаточно заметное место. В ролевой субкультуре это достаточно распространенное явление и совершенно необязательно оно всегда связано с ролевым транссексуализмом. Имя персонажа становится именем, под которым человека знают в этой среде. Как правило "квента" подразумевает достаточно серьезное отношение к первоисточнику, были ли им произведения Толкина, другая книга, фильм или собственный полунаписанный роман. Много внимания уделяется изучению родного мира персонажа, его окружения, возможно даже языка, на котором он разговаривает (наиболее яркий пример - эльфийские языки Толкина).

В данном случае ролевого транссексуализма девушка часто использует глаголы мужского рода "я сделал", "я подумал" и отдельные элементы поведения персонажа (поцелуй руки даме, низкий поклон при встрече) в обыденной жизни. Кроме того она охотно откликается на мужское имя и вообще в целом старается держать себя внешне и внутренне "в роли".

Возможные причины:

А) "Квента" замечательная маска, которую удобно носить в жизни и использовать в разрешении сложных ситуаций, взаимоотношений.

Б) Эпатаж, стремление привлечь к себе внимание.

В) Желание доказать представителям противоположного пола и самой себе "А я не хуже!". Как правило является следствием ощущения некоторой ущербности собственного пола, сопровождается повышенной агрессивностью и показушной любовью к традиционно скорее "мужским" забавам, например фехтованию.

Гипотетическая опасность такой модели поведения:

Возможность нарваться на неадекватную реакцию окружающих. Ссоры с родителями, проблемы в вузе и тем более в школе. Как следствие - ожесточение, еще большее замыкание в себе и на своей роли. При подчеркнутой "мужественности" поведения возможны проблемы в личной жизни, сложности в постройке отношений с представителями противоположного пола.

Появление всех (или хотя бы части) вышеперечисленных проблем может привести к углублению самоотождествления себя с персонажем, что мы и наблюдаем в четвертом случае.

Способы борьбы:

Если мужская "квента" используется девушкой, как своеобразная маска для разруливания конфликтных ситуаций (причина А) ее наличие как правило не становится проблемой. Скорее наоборот - роль используется для решения некоторых проблем. Скорее всего девушка рано или поздно научится обходиться без подобных "подпорок". Если же есть опасение, что этого не произойдет, можно постепенно, очень мягко попытаться научить ее делать это. (если, конечно, вы вообще считаете себя вправе вмешиваться в чужую жизнь, пусть даже и с самыми благими намерениями)

Причины Б и В тоже вообщем-то из тех, что проходят с возрастом, если не усугублять ситуацию слишком положительной реакцией на роль (т. е. более положительной, чем на естественное поведение девушки). Похоже, что наилучшим поведением в данной ситуации может стать легкое молчаливое неодобрение. Или не молчаливое, но в любом случае без малейших признаков принуждения к той или иной модели поведения.

Случай третий: "Сила, способная изменить мир!".

В японском анимэ существует сериал "Утена", названный в честь главной героини. В детстве маленькая Утена встретила Принца на белом коне, который утешил ее в печали, и пришла в такое восхищение от его личности, что захотела сама стать Принцем…

Рассматриваемый случай имеет сходные причины:

А) Девушка имеет четкое представление об идеальном мужчине. Однако окружающие ее парни мало соответствуют нарисованному воображением образу. Желание видеть идеал толкает ее к попытке самой стать Принцем.

Б) Поиск не идеального мужчины, а идеала в целом, попытка обретения идентичности. Очень часто идеалом становится литературный или кинематографический герой, что роднит эту разновидность "утенизма" со вторым случаем.

Итого: в любом случае причиной выступает идеализм, некая оторванность от реальности.

Гипотетическая опасность такой модели поведения:

Как правило такие девушки (особенно девушки из случая А) очень плохо представляют себе мужчин настоящих. Они излишне требовательны и ждут от них соответствия некому выдуманному или увиденному где-то образу. Кроме того они часто не знают как можно и нужно вести себя с мужчиной, поэтому у них могут возникнуть проблемы с личной жизнью. При этом нужно помнить, что эти девушки ни в коем разе не полагают себя мужчинами, они выступают только в качестве "временно исполняющего обязанности" до появления настоящего Принца. Однако затянувшееся ожидание и проблемы с родственниками и друзьями могут привести их к четвертому случаю.

Способы борьбы:

Как правило "утенизм" проходит с возрастом и появлением какого-то реального опыта близкого общения с молодыми людьми. Очень часто самым сложным для девушки становится получение собственного внутреннего согласие на какие-то отношения с непринцем.

Случай четвертый: Нистанор или "Ууууу, как все запущено…"

Я, в восторге от нежного стана,
был готов целовать ей уста, но
вдруг услышал: "Позор!
Я же - князь АэгнОр!
(Был в той жизни, а в этой - нистано!)".

Но, руки не отдёрнув от платья,
в тот же миг догадался сказать я:
"где ж ты был столько лет?
Я - твоя, я - АндрЕт!"...
...и продолжились наши объятья!

Хатуль

Подобные примеры хорошо известны жителям Москвы и Санкт-Петербурга. Для жителей остальных городов России и, особенно, глубинки такие ситуации выглядят дикими и малоправдоподобными.

Собственно, именно эта крайняя форма ролевого транссексуализма представляет наиболее серьезные поводы для беспокойства и неприятия оного.

На этой стадии можно говорить о серьезных проблемах у девушки. Ролевой транссексуализм проявляется в подчеркнутом нежелании признавать свой физический пол (а зачастую и многие другие физические параметры), имя, расу и т. д. Очень часто это сопровождается "памятью" о своей прошлой жизни в качестве великого мага или воителя, "глюками" о параллельном существовании в теле мужчины в соседней реальности, эскапизмом и общей истеричностью. Характерный признак: повышенная агрессивность и неадекватные реакции, особенно на вопросы, касающиеся половой принадлежности.

Возможные причины:

А) запущенность уже рассмотренных второго и третьего случая, усугубленная множеством проблем и общей склонностью к эскапизму. Весьма часто также в качестве дополнительной причины выступает пример подруги или очень почитаемой знакомой.

Б) Общее ощущение собственной сексуальной непривлекательности и нежелание признаться в этом даже самой себе. Для восстановления самоуважения на полубессознательном уровне принимается тезис о "мужской душе в женском теле" и подчеркнутой незаинтересованности мужским полом. Что характерно: женщинами нистанор тоже не интересуются.

В) возможно существуют и иные причины возникновения нистанор, но мне не доводилось с ними сталкиваться.

Нистанор пытаются вести себя как мужчины… или точнее в соответствии со своим представлением о мужчинах. Однако они не являются мужчинами, такие стереотипы поведения и психология им глубоко чужды что не может не порождать внутренний конфликт, прежде всего конфликт самоидентичности. Как следствие мы имеем неадекватные реакции, истерики и психозы. Внутренний конфликт усугубляется подчас неосознанным желанием чувствовать себя любимой и желанной женщиной.

Кроме всего прошлого нельзя не отметить, что их представления о мужчинах и реальное мужское поведение и психология сильно разнятся т. к. нистанор редко имеют положительный опыт общения с противоположным полом, а поэтому примером для подражания у них выступают опять-таки олитературенные идеализированные персонажи.

При этом, поскольку идеализированное представление о мужчинах боле-менее одинаково у всех женщин ( о чем свидетельствует пример любовных романов) окружающим девушкам может казаться, что перед ними действительно идеальный мужчина.

Гипотетическая опасность такой модели поведения:

Прежде всего сама девушка в такой ситуации чувствует себя глубоко несчастной, неудовлетворенной жизнью и собою. Причиной неудовлетворенности видится окружающий мир, не желающий принять ее вымышленную инакость, что и порождает эскапизм в той или иной форме.

Однако основной опасностью в данной ситуации с моей точки зрения является даже не это. Такие дамы очень часто собирают вокруг себя свиту девочек-подростков 14-18-ти лет, для которых выступают Наставником и Учителем. Влияние подобного "Учителя" может очень серьезно поломать психику, а иногда даже и жизнь человеку. Я бы не стала заикаться об этом - слишком отдает пошлым морализаторством, если бы не была неоднократным свидетелем подобных ситуаций.

"Кому поклоняешься, тем и становишься" (с - Оскар Уайльд). Ряды нистанор не всегда пополняются за счет "Учеников", но какие-то не самые приятные черты "Учителя" (истеричность, неадекватность, озлобленная неудовлетворенность) остаются надолго.

Надо полагать, что не все нистанор таковы. Но внимание обращаешь прежде всего на крайности.

Способы борьбы:

Налаживание личной жизни, прежде всего… Далеко не всегда следствием обретения партнера является полный отказ от "глюков" и "квенты" (мне известен случай, когда девушка-нистанор, заведя себе молодого человека, стала считать себя гомосексуалистом), но снимаются наиболее неприятные симптомы (агрессивность, истеричность, озлобленность). Можно сказать, что четвертый случай переходит в утяжеленный второй. Возможен даже полный отказ от ролевого транссексуализма…

Случай пятый: "Я сошла с ума - мне нужна она!"

Собственно, наряду с первым случаем этот, пожалуй, наиболее здоровый. Внешние признаки идентичны второму случаю, причины другие:

Девушка просто относиться к представительницам сексуальных меньшинств и ничего ненормального здесь нет, а с мужской "квентой" легче найти себе партнершу.

Гипотетическая опасность такой модели поведения:

Хммм… особой опасности я не вижу, хотя гомофобы со мной не согласятся. Даже условно возможная ситуация "совращения" какой-нибудь гетеросексуальной девы с "пути истинного" не кажется мне чем-то криминальным. В крайнем случае дева поэкспериментирует, поймет что это "не ее" и успокоится.

Способы борьбы:

А нафига?

Напоследок хотелось бы сказать пару слов о мужском ролевом транссексуализме. Те немногие ситуации, с которыми мне приходилось сталкиваться всегда проходили по первому случаю из здесь рассмотренных. С большой долей уверенности могу сказать, что мотивом случила причина А. Могу также добавить, что лично у меня молодой человек, решивший сыграть девушку вызывает глубокое уважение.

Итак, является ли ролевой транссексуализм проблемой? Пожалуй, если бы не было наиболее уродливого четвертого случая можно было бы сказать, что нет. Однако в такой ситуации носитель ролевого транссексуализма становится не только неприятным, но и опасным. Что печально: я не вижу эффективных средств борьбы (или можно переформулировать - эффективного лечения). Кроме того я вообще не уверена, что это этично и дозволительно - вмешиваться в чужую жизнь без просьбы о помощи.

И напоследок хочу заметить, принцип "не навреди" более чем мудр, особенно когда речь идет о психике другого человека.

Итак, подводя итоги хочу извиниться, перед теми, кто счел для себя материал доклада оскорбительным. Как уже говорилось - это всего лишь одна из версий. Если кто-то может поделиться собственными наработками и размышлениями по поводу рассмотренной проблемы или располагает фактами, оспаривающими верность того или иного тезиса, выдвинутого в докладе он может списаться со мной и помочь с доработкой материала.

Размещено: 20.03.04



return_links(); //echo 15; ?> build_links(); ?>