Главная Новости Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Личные страницы


Игорь Нефедоров

Третий путь маленького народа в Большой войне или смена декорации

(опыт открытого призыва к дальнейшей дискуссии)

 

В свое время я написал статью о третьей силе и ее никчемности в эпоху противостояния между Добром и Злом (Светом и Тьмой). Внутренний смысл этой статьи - ответ "нейтралам", которые отказываются от участия в борьбе между Добром и Злом. Нейтралы отказываются от борьбы, но результатами успешно пользуются. Просьба не путать нейтралов с пацифистами, так как пацифисты, в основном, борцы против войны, а нейтралам война очень даже выгодна, вроде бургомистра из Эсгарота.

Итак я приступаю к отличию того, что прозвучало в статье о третьей силе, от того, что прозвучит в настоящей статье, от третьего пути. Огромнейшая просьба не путать третий путь и третью силу. Ежели кто путает, то лучше дальше не читать.

В конце третьей эпохи было то же противостояние, что и в конце первой и в конце второй. С одной стороны Светлые, с другой Темные, а весь прочий народ в суете быстренько бежит на эти стороны, так как другой стороны просто нет. Отсидеться можно, но крайне скучно. В общем, перспектив только две. Видимо такая биполярность Арды сильно поднадоела Илуватару и он, следуя своей вечной моде направлять в Арду что-то доселе невиданное, пристроил в мир народец, способный изменить мир. Илуватар решил сменить изрядно истасканные черно-белые декорации и ему понадобился исполнитель главной роли. И тут силами Гэндальфа на поле вечного как Эа противостояния появилось существо, способное поколебать нестойкое равновесие между Светом и тьмой в Средиземье. Существо - это обыкновенный Хоббит, которому милее всего зеленые лужайки и пикники (слава Эру, не на обочине), а вот войны этому мирному народцу совершенно ни к чему, так как от войн (даже самых, что ни на есть справедливых) только пустой желудок и всеобщее разорение и запустение.

Первое боевое крещение представитель пацифистичного (умиротворяющего) народа принял в достойном деле по возврату гномам их законного наследства. Следует отметить, что Бильбо до конца исполнил свой долг миротворца и не его вина в том, что битва все же состоялась. Однако, после битвы случилось самое приятное - возвращение, но в конце книги есть очень значительный эпизод, позволяющий глянуть на миссию Хоббита с иной стороны, а точнее с двух разных сторон:

1. Роль Хоббита как орудия судьбы

2. Стремление судеб Арды к миру (у Бильбо есть чудесный табачок, несмотря, а может и благодаря всем перипетиям судьбы)

Даже в первом из широко известных произведений о Хоббитах мы замечаем, что народ это особый и весьма чудной, так как вместо привычной войны как универсального способа разрешения конфликта, предпочитает мирные переговоры и компромисс. Остальные народы Арды были не в пример Хоббитам воинственны и соответственно оставляли бойцов (пушечное мясо? Конечно же, пушек не было, но все же) для вечного противостояния сил Света и сил Тьмы.

Теперь для дальнейшего развития темы пути малого народца в судьбах Арды, отмотаем две эпохи назад и помянем доблестного Феанора и его творчество. В результате клятвы Феанора и его сыновей было совершено много злодеяний (основные - это резня в Альквалонде, разгром Дориата, нападение на гавани, где обитал народ Эарендила) в результате первого из злодеяний прозвучало Пророчество Мандоса, которое возвестила о Проклятии нолдор и куда бы нолдор не приходили всюду их подстерегали война и предательство, причем всех без исключения (даже самых светлых и мудрых из числа потомков Финарфина). Я не случайно припомнил о проклятии Нолдор, так как кольца Власти ковались одним из потомков Феанора Келебримбор совместно с Сауроном. Келебримбор был из числа не вернувшихся Нолдор и на нем лежало Проклятие. Суть проклятия заключалась в том, что неподчинившиеся в свое время Валарам Нолдор всюду попадались в ловушку предательства. Спасти от проклятия могло только возвращение на Запад естественным образом (на Тол-Ерессэа) либо не вполне естественным (к Мандосу). Видимо оттого, что Саурон участвовал в Войнах Белерианда на стороне сами знаете кого, то действие Проклятия распространялось и на него. Соответственно при встрече Саурона и Келебримбора и в ходе дальнейшей совместной деятельности между ними Проклятие Нолдор должно было продолжить свое разрушительное действие. В результате Саурон, искренне отрекшийся от своих прошлых деяний (см. О кольцах власти и третьей эпохе) и помогавший Келебримбору из благих намерений преображения Средиземья, предал поверивших ему кузнецов Эрегиона и выковал Кольцо Всевластья. Таким образом, Проклятье, изреченное Мандосом и подкрепленное волей стихий Эа (стихий, которым отказались подчиняться ушедшие нолдор) продолжило свое действие и противостояние между Добром и Злом приняло форму кольчатой войны (да простится мне такое название Войны кольца) после некторых событий второй эпохи (после гибели Нуменора и прочих достопамятных событий). Избыть проклятие и его последствия мог только тот, кто не был намертво (точнее наживо) связан с Ардой, иными словами разорвать, цепь, предопределенную еще в Первой эпохе, мог только Смертный. Причем смертный, не простой, так как даже эдайн трех домов попали под действие проклятия Нолдор (всякий желающий может поискать последствия и в гибели Нуменора).

Противостояли друг другу именно Силы: Темные Силы и Светлые Силы. А силой силу победить очень сложно, так как сила порождает (извините за банальное воспоминание о Невтоне) другую силу, направленную с другой стороны. Как ни парадоксально, в борьбе двух сил может выиграть только слабый, так как что можно противопоставить слабости?

Разумеется не обошлось без помощи судъбы, но, что может судьба дать слабому, когда и сильному она помочь не в силах (вспомните Турина сына Хурина)? Видимо, хоббиты появились очень даже не случайно: если вспомнить пророчество, приснившееся детям Денетора накануне битвы за переправы в Осгилиате, то под невысокликом, "взявшим проклятие на себя" можно понимать и Фродо, и Бильбо, и Голлума.

И представляется такая странная картина бьются между собой светлые и темные силы, борются и никто не может победить, и кажется светлым и темным, что только они решают судьбы мира и все находиться в их руках/лапах, ан нет: к Ородруину ползут три невысоклика, которым до зубовного скрежета надоело это противостояние, в котором им слабым по сути делать нечего, но они ползут и горе тому кто встретиться им на пути (вспомните Шелоб и гарнизон Кирит Унгола), только у Фарамира хватило ума им не мешать. Причем Голлум равно отвергает и темных и светлых, а Фродо отвергает светлое и темное оружие (но остается светлым). В походе этом уже и не понять где ведущий, а где ведомый, а на самом Ородруине сброс кольца и вовсе оказался деянием Голлума, которого нельзя прямо отнести ни к светлым ни к темным. Все три невысоклика не отрекаются от борьбы между добром и злом, они борются, но по-своему. В этой борьбе они нашли свое место, свой путь. Путь этот заключается в том, чтобы не участвовать в противостоянии, а уничтожить основу для противостояния, победить войну не военной силой, а миром.

Видимо, Гэндальф горько усмехался, когда Саруман говорил ему о новой силе: Гэндальф делал основную ставку не на сильных, а на слабых.

Хоббиты принесли не только выигрыш в войне, они изменили мир и отменили противостояние.

В результате получилось то, чего так страстно желал Голлум: почти не осталось ни темных, ни светлых. И от тех и других остались только воспоминания и легенды. В мир выпущен был новый властелин - Время.

Вот такая спорная во всех отношениях статья.


Размещено: 25.07.2000



return_links(); //echo 15; ?> build_links(); ?>