Главная Новости Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Личные страницы


Айнар

Взгляд с другого боку :)

"Поэты ходят пятками по лезвию ножа
И режут вкровь свои босые души..."
В. Высоцкий

И впрямь, почему каждый, кому не лень, старается срифмовать очередную "любовь-морковь"? Я думаю, что к этому располагает сам жанр фэнтези. Крайне романтичный, эмоциональный, чувственный. Подчас просто невозможно описать переживания героя в прозе. А если попытаться, то смысл утонет в километрах бесполезных метафор и эпитетов. Посмотрите, неужели только в поэзии заметны эти штампы? Пресловутые слезы, алмазная пыль и черные маки? Многозначительные недомолвки, приблизительные описания, имена, не несущие в себе смысла, по сути не более, чем сетевые ники.

Любелия, ты не совсем права в том, что Поэт рождается один на тысячу. Гораздо реже, гораздо. И Писатель тоже. Но что ж поделать? Бродят умы, рвется из них увиденное, придуманное, наглюченное, как хотите, так и называйте. Кто способен удавить в зародыше мир? Убить нерожденную мечту, своих героев и злодеев? А если не рассказать, если умолчать, то они умрут. И с ними умрет часть души. Маленькая частица. Но раз за разом убивая в себе прекрасное, человек заставляет себя строить стену. Толстую, каменную стену между своей душой и окружающим миром. И когда-то настает день, когда стена отрезает душу от мира и от самого человека тоже. Изолирует. Выводит за скобки. Не дай нам Бог такой участи.

А стихи... Смешно звучит, но стихами открыть душу проще. Конечно, для того, чтобы создать стихи по настоящему красивые, нужен Дар. Но и не имея дара можно. Ведь в основном те, кто пишет вирши низкопробные, пишут их не для того, чтоб пожинать лавры, не для того, чтоб купаться в лучах славы. Просто это наиболее доступный способ самовыражения. На своем личном опыте могу сказать, что написать даже коротенький рассказик гораздо сложнее, нежели стихотворение. Опять же, по причине сложности выражения эмоций и образов в прозе. Конечно же, я говорю это не о всеми признанных мэтрах, а о тех, чьи творения мы частенько читаем на ДО АнК и тому подобных листах/досках.

О Мэтрах же пойдет разговор особый. Сразу хочу сказать, что, возможно, у меня в этом вопросе своя иерархия, но все же, надеюсь, она более или менее совпадает с мнением большинства. Фэнтези без стихов практически не существует. Не только по причине модности, как мне кажется, а опять же по причине сложности написания цельнолитого прозаического произведения фэнтези. Ты говоришь об Олди: "Красивые стихи. Меч - так уж один против неба, бездна - так уж голодных глаз, рифма - так сквозная, размер - так четкий: Эпиграфы - шикарны, но вырвите эти стихи из контекста и они потеряют добрую половину обаяния:Вне прозы - скука одолевает на третьем-четвертом бейте." А что останется от прозы, если из нее вырвать стихи? Ты стала бы читать "Путь меча" из которого бы убрали "Касыду о бессилии", "Путь к Мазандеррану", "Касыду о взятии Кабира"? Стихи Олди настолько органично вплетены в прозу, что ни одна из частей отдельно жить просто не сможет. Если стихи еще и можно будет дотянуть до третьего-четвертого бейта, пряча зевоту (тут я категорически не согласен! Стихи прекрасные!), то проза вообще получится нечитаемой. В моих глазах творчество Олди, особенно Кабирский цикл, - великолепный пример того, как надо сплетать прозу и поэзию, создавая поистине прекрасные книги. Создавая единое целое.

"Итак, корни у поэзии-фентези прежде всего песенные. Отсюда и многие ее достоинства (свобода и разнообразие размеров, дольников, прежде всего, напевность и наивность, простота и т.д.) и недостатков ( почти общее неумение рифмовать, отсутствие твердых жанров, расплывчатость, невнятность и погоня за красивостями)" Ну, это веление времени. Не иначе. Да, Гумилев писал прекрасные стихи, Бродский тоже. Но они не бежали, не успев просушить чернила на листе, перекладывать стихи на музыку и подбирать аккорды на гитаре. Музыка прекрасно дополняет хорошие стихи, она же в состоянии сгладить огрехи и вытянуть кривую рифму. Вот только стоит ли изначально писать произведение в расчете на то, что гроклий бряк заглушит ляп в 5-й строфе? Не думаю. Это, наверное, болезнь. Просто напросто какими глазами посмотрит тусовка на чудака, который соберется декламировать свою поэму, вместо того, чтоб невнятно промычать ее под 3 блатных аккорда? Мода... Гумилев вот декламировал. Потому, наверное, и старался не допускать ляпов. И все же ты не права, когда говоришь, что: "Под гитару у костра сойдет что угодно, там, у костра - главное - создать "дивное" настроение. На бумаге это выглядит более чем беспомощно". Можно писать так, чтоб и под гитару и с бумаги звучало. Эта тема плавно переходит в тему бардовскую :) Почему Щербаков? Почему движение должно быть именно бардовско-Щербаковским? Для меня вот например бардовская песня накрепко связана с Высоцким, Галичем, Окуджавой, Визбором... Их стихи, между прочим, и на бумаге вполне читабельны. Да и из более молодых авторов исполнителей можно назвать очень много имен, помимо Щербакова. Никитины, Гейнц и Данилов, Мищуки, Митяев, Ким, Иващенко и Васильев, Жук, Ланцберг, Клячкин, Суханов, Егоров... Это те, кто сходу вспоминаются. И их стихи вполне жизнеспособны без аккомпанемента, поверь!

А среди менестрелей... Зайди ка в Каминный зал АнК. В Музыкальную комнату. Когда-то я туда заглянул и пришел в фэндом. Ну? Заглянула? Чьи стихи там не дотягивают до уровня самостоятельного прочтения с бумаги? А? Эээээ... Так-то, дружок... ;)

А что до "закрытости" тем, это уж издержки производства. Если человек пишет о Валиноре, он либо обречен на путь лектора-популяризатора, т.е. выискивать простые слова и аналогии для определения сложных понятий и событий, за что будет знатоками немедленно побит, либо он должен писать так, как оно было. В таком случае поймут его только те, кто в курсе описываемых событий. А кто захочет понять, тот станет искать источники. ИМХО это гораздо более верный путь, нежели первый вариант. Можно, конечно, сказать, что Берен остался без руки в результате нападения голодного волка, это даже правда. Но вот как это оценит широкая общественность?

В общем, к чему я это все говорю? Не одолел меня бес Критики, отнюдь. Просто вот так сидеть и ждать рождения Гения мне не нравится. Более того, что-то мне подсказывает, что мы этого рождения просто так не дождемся. Бесплатный сыр, он только в мышеловках существует. А почему бы нам, несчастным, обделенным гениальностью графоманам, не попытаться научиться писать? По настоящему. Хорошо, красиво, без штампов и алмазных соплей? Создать что-то вроде литературной мастерской, с дежурным редактором, худсоветом, обсуждениями написанного? Всех мы, конечно, не охватим, но все же... Может этот гений уже рожден, может быть он совсем рядом? А если нет гения, то талантливых поэтов и прозаиков не так уж мало. В любом случае, это будет лучше, нежели сидение по углам и периодическое выплескивание перлов на АнК с последующим дрожанием в углу "А ну как не понравится"? Ведь говорили уже, много раз говорили, что поэзия и проза это на 1% талант и на 99% тяжелая, кропотливая работа по оттачиванию, совершенствованию мастерства. С уважением, Айнар aka Bronze``Dragon



return_links(); //echo 15; ?> build_links(); ?>