"Библиотека Тол-Эрессеа"
и другие толкинистские сайты

Мы извиняемся перед читателями за то, что довольно сильно отстали от обновлений на "Эрессеа". В ближайших выпусках мы попробуем это наверстать (всё равно в августе почти никого не было в Сети).

  • 18.07.05: Библиотека Тол-Эрессеа: Обновления в разделе "Публицистика":
    • Орки, призраки, нежить: Толкиновские образы зла Том А. Шиппи
      В конце главы Выбор мастера Сэмвайза (LotR, Book Four, 10) Толкин скрыл некую важную идею, почти незаметную, но одну из наиболее значимых в книге. Там описывается, как Сэм, надев Кольцо, прежде снятое им с безжизненного, как казалось, тела Фродо, подслушивает разговор двух орочьих командиров: Шаграта из башни Кирит Унгол и Горбага из крепости Минас Моргул. Этот орочий разговор - один из шести, которые мы слышим во Властелине колец. Горбаг старается убедить Шаграта, что Фродо не единственный проникший к ним лазутчик - лишь кто-то другой мог перерезать путы у него на теле и ранить Шелоб: "похоже, мы упустили могучего воина, скорее всего, эльфа". Именно этот "кто-то другой", этот "могучий воин" (на самом деле, это не кто иной, как Сэм) представляет подлинную опасность, а его "маленький спутник" - Фродо - возможно, не столь уж значителен: "Видать, тому здоровяку с острым мечом он был не слишком-то дорог - бросил его валяться и все: обычные эльфийские проделки" (там же).
      Неодобрение, выраженное в последних трех словах Горбага, вовсе не ошибка в тексте. "Эльфийский" - для него бранное слово, равно как и для некоторых иных персонажей Властелина колец (не все из которых на стороне Саурона). Покинуть товарища в беде - поступок, несомненно, с его точки зрения заслуживающий презрения, а значит, вполне может характеризовать противника. Но уже на следующей странице выясняется, что именно так ведут себя и его собратья. Отвергая доводы Горбага, Шаграт твердит: "ты о многом не знаешь". В частности, капитан Моргула не знает, что укус Шелоб не обязательно бывает смертельным: "У нее несколько разных ядов. Когда она охотится, то жалит добычу в шею, и та становится мягкой словно рыба без костей. Тогда Шелоб может делать с ней что угодно. Помнишь старого Уфтхака? Он запропал на несколько дней. А потом мы нашли его подвешенным в углу пещеры, он был здоровехонек и пялился вовсю. Как мы смеялись! Может она и забыла про него, но мы все равно не стали его трогать - в ее дела нос лучше не совать" (там же). Так сказать, обычная орочья проделка - бросить своего товарища, находящегося в сознании, на ужасную смерть, более того, смеясь, рассказывать об этом и ждать такой же ответной реакции. Отсюда можно было бы заключить, что один из орков порицает подобные действия, а другой именно так и поступает, но похоже, что как раз на этот счет мнения Шаграта и Горбага совпадают: Шаграту не кажутся странными представления Горбага об "эльфийских проделках", а Горбаг не имеет претензий к чувству юмора Шаграта.
      Тонкая ирония к тому же призвана подчеркнуть важность основополагающей идеи, неоднократно проявляющейся в разговорах орков, свидетелями которых становится читатель. В более широком смысле идея эта была настолько важна для Толкина, что он подчеркивал ее вновь и вновь. Изложить саму идею довольно просто, хотя в те времена Толкин затратил немало усилий на выявление ее сути. Вкратце, эпизод с Шагратом и Горбагом показывает, что орки имеют представление о добродетели, и их основные моральные принципы почти не отличаются от наших. Но коль скоро это так, создается впечатление, что вся эта мораль совершенно не влияет на их реальное поведение. Каким же именно образом в таком случае искажены их по существу правильные представления о добре и зле? Если в основе поведения орков лежат вполне нравственные принципы, то почему же их дела настолько с ними расходятся? Несомненно, это один из жизненно важных вопросов, приобретших особое значение в XX веке, когда самые страшные зверства свершались наиболее цивилизованными людьми - это настолько очевидно, что не требует особых доказательств. И то, что Толкин уделил этой проблеме самое пристальное внимание, а не отвернулся от нее, подобно большинству своих более образцовых современников-литераторов, безусловно, заслуживает уважения.


    • Мир Толкиена и аналитическая психология Тинувиэль, Хольгер
      Рассмотрим проявления архетипов в мире Толкиена. Первым и главным архетипом является образ Кольца Власти - Кольца, которое обьединяет. Этот образ достаточно традиционен в литературе и мифологии - кольцо, круг традиционно символизирует единство, Самость [3]. Вспоминается и Кольцо Нибелунгов из оперы Вагнера, и Кольцо Эррет-Акбе из "Волшебника Земноморья". Тонким моментом является то, что Кольцо Власти обьединяет не во имя добра, а во имя зла (в отличие от того же кольца Эррет-Акбе). Но, как нам кажется, это связано с личным опытом Толкиена, в котором заметное место играет именно соприкосновение лицом к лицу с угрозой фашизма, действительно стремившегося "всех отыскать, воедино созвать и единою черною волей сковать". Также в отношении негативной роли, играемой Кольцом, можно заметить, что и Самость не обязательно играет роль добра, она может быть связана и со злом. Таким образом, Кольцо играет роль символа Зла, талисмана со знаком минус, приносящего всем только беды. Более того, Кольцо фактически есть средство (ключ) Тени подчинить каждого, выпустив наружу скрываемую жажду власти (возникает ось Тень-Самость). Другими словами, можно сказать, что Кольцо, его принятие является путем к Самости, но коротким путем, на котором невозможно вырасти, и в конце которого злое начало (дьявольская сторона Самости) может полностью поглотить Эго (личность). С Горлумом именно так и получилось.
      Другие архетипы проявлены в судьбе героев - прежде всего хоббитов, "Властелин колец" фактически посвящен прежде всего именно их росту, "Рассказ у нас пойдет в особенности о хоббитах" - и описывают различные этапы их индивидуации


    • "Валар нам дали над низшими власть..." Азрафэль
      Тема статьи определяется этой строчкой из известной песни. В фэндоме весьма распространено мнение, что нумэнорцы и их потомки - дунэдайн Арнора и Гондора - ничем принципиально не отличаются от прочих народов Средиземья. Разве что росточком повыше, да живут подольше. Следовательно, их претензии на власть, их название - "Короли Людей" - всего лишь проявление гордыни, имперская идеология, вроде тех, что встречались и в 20 веке. Значит, нумэнорцы, основав свои государства на землях, уже населенных другими народами, повели себя как банальные захватчики, колонизаторы. Иные даже делают вывод, что нумэнорцы и дунэдайн - этакие "фашисты Средиземья"; что, прикрываясь рассуждениями о "Свете и Тьме", они несли народам, их окружавшим, рабство, сравнимое с рабовладением фашистской Германии; что нумэнорцы и их потомки называли себя "высшей расой", считая остальных людей "низшими". С другой стороны, существуют люди, придерживающиеся иного мнения: нумэнорцы и их потомки не "обычные" люди и Королями Людей прозываются не зря.
      Сразу скажу, что проблему власти дунэдайн в Средиземье я буду рассматривать с двух точек зрения, впрочем, взаимообусловленных. Во-первых, я хочу показать, как власть Королей Людей вписывается в общую концепцию власти и властвования в Арде. Показать, кто такие дунэдайн с точки зрения властителей Арды. Во-вторых, я рассмотрю смысл деятельности нумэнорцев и их потомков в Средиземье. На самом деле эти две точки зрения едины, ибо из того, кто такие нумэнорцы и их потомки, вытекают и их деяния в Срединных Землях.


    • Касательно Еськова Эарин Форменель
      Почему я не согласна с описанием мира, которое создал Еськов? Да потому что он переиначил сам смысл толкиеновского мироздания! Перумов наврал от незнания, а вот Еськов переврал умышленно.

    • А как же Средиземье? Дайэрет
      Перумов сделал большую ошибку, взявшись за написание такого фундаментального произведения по миру, который создавал не он сам. Его нововведения в бестиарии Арды: огненные черви, дорваги, Ночная Хозяйка, которая в итоге оказывается ничем иным, как таинственным образом сменившим пол Умертвием из Могильников - вначале вызывают изумление, а к третьему тому, с появлением перьеруких - стойкую неприязнь. Почему - объяснить просто. Не было их в Средиземье, да и быть не могло. Но это, увы, еще не самое худшее.
  • 20.07.05: Амбар:
    • "Ночь Зверя" Дара Ливень
      Она смотрела туда, и все острее ощущала, как не к месту, не вовремя оказались здесь люди. Как они чужды всему, что вокруг них живет и дышит своей, особенной, совершенно не нуждающейся в них жизнью. Как было бы хорошо, если бы вдруг их просто не стало...
      Она вздрогнула от этой мысли. Мысль была чужой. Но при этом не вызывала протеста. Словно тьма, царившая вокруг, вдруг обрела плоть - живую и теплую плоть девушки в вытертом плаще, и смотрела ее глазами… Неосознанно Лика поднялась на ноги и потянулась - гибким, звериным движением, заставившим тело застонать от ожидания… чего? Она не знала, и не хотела знать. Она просто впервые ощутила наслаждение каждым движением собственного тела, вдруг ставшего ловким, сильным, упругим…
      …и мгновенно отреагировавшим на чужое присутствие. Лика застыла, напряженно вслушиваясь. Не было слышно ни звука, но рядом кто-то есть. Кто-то похожий на нее. Сильный и спокойный. Кто-то, глядящий глазами ночи…


    • "Алтынжель" Дара Ливень
      Почему, ну почему дикие текинцы, с самого рождения живущие в полупустынной, жаркой, безводной степи, ни разу ни ячменя, ни овса на зуб не бравшие, не знавшие скребка и щетки, купавшиеся только в прокаленном солнце песке, во всем превосходят его заводских красавцев?! Это же просто несправедливо, в конце концов! Холишь их, лелеешь, пылинки сдуваешь, кормишь строго по режиму, калория к калории, с витаминами, с добавками этими новомодными; на скачки в парадную сбрую с чеканными серебряными бляхами, с сердоликами, бирюзой бадахшанской одеваешь... не конь - картинка!
      А поставишь с этой картинкой рядом дикаря, ни разу в жизни не то чтобы щетки - жгута соломенного не ведавшего, - и нет картинки. У дикаря из-под копыт пламя брызжет, из ноздрей жаркий пар пышет, а с ним рядом не огонь звонкий - серый пепел по ветру колышется...
      Всякий раз, как объездчики приволакивали на укрюках хрипящего, бьющегося пленника с налитыми кровью и ненавистью глазами, у старого тренера ГЗК внутри шевелилось горькое недоумение: почему?! Почему его холеные питомцы, гордость и краса породы, с родословными подлиннее, чем у иного монарха, рядом с дикарями теряются, как теряется скромный сердолик рядом с благородным лалом?! И самое главное - почему их потомки в первом же поколении становятся такими же, как заводские красавцы: холеными, статными... и пустыми?


    • "Берегиня" Дара Ливень
      Она знала эту дорогу, как линии на своей ладони, как золотистые звездочки вокруг зрачков кареглазого мужа, как смешной, похожий на птичий хохолок, завиток на макушке маленького сына. Она ни разу не споткнулась и не оступилась, пробираясь по ней, но каждый шаг отдавался болью.
      Этой дорогой она однажды пришла к людям.


    • "Не опоздай к приливу" Дара Ливень
      На душе у меня было светло и странно. Я не знала, куда и зачем мы едем, почему позвали с собой именно меня (попробовали бы не позвать!), откуда эта странная серебристая одежда, обручи с аметистами и оружие (не косметичку же в кобуру затолкали, в конце концов!), где взяли невиданных коней, рядом с которыми ганноверан сойдет разве что за жеребенка-сеголетка, но все это, отстраненно осознаваемое, уже не волновало меня. Звенели серебром подковы, летела навстречу ночная степь - и больше, казалось, не осталось ничего в целом мире. Кроме предстоящей встречи с Неведомым.

    • "Приют воинов" Decoratrix
      - Сначала помолимся!
      Марта благочестиво сложила руки, сдвинула брови на переносице и оглядела собравшихся за столом. Корнелиус перестал жевать; Лия, соседка-еврейка, тихонько выскользнула из-за стола, прихватив тарелку; Грайне Лири поднялась со скорбным лицом, села в уголке и зашептала на латыни; все остальные зашевелили губами в такт словам, произносимым хозяйкой дома громко, звучно и со вкусом. Потом отщепенцы вернулись за стол, и трапеза была продолжена. Ели молча, медленно и вдумчиво, не смакуя, а с толком пережевывая каждый кусок, прихлебывали холодное молоко из больших глиняных кружек, старались не уронить ни капли соуса на голубоватую жесткую от крахмала скатерть.

    Все выпуски нашей рассылки на "Тол-Эрессеа"


  • Ваши новости в этой рассылке

    Если Вы - автор сайта, посвященного Толкину и толкинистам, и хотите, чтобы о Ваших новостях прочли все, - Вам нужно сделать вот что:
    1. Поставить на Вашем сайте форму подписки на нашу рассылку. Код формы подписки берется тут
    2. Прислать мне ссылку на страничку Вашего сайта, где размещена форма подписки.
    3. Присылать мне новости Вашего сайта, интересные статьи и любую другую интересную информацию. В теме письма обязательно указывать: "Для рассылки".
    Дерзайте!



    Новости портала "Миф"

    На странице романа "После Пламени" - третий, заключительный том романа "Клятва Мелькора".
    В "Сокровищнице" на странице "Образы национальных культур" — ряд обновлений в галерее "1000 и одно кимоно": кимоно для визитов хомонги.

    Также советуем обращаться к полному тематическому каталогу "Мифа".


    Другие рассылки
    портала "Миф"

    “Только авторские “обои” для рабочего стола” (временно не работает)

    “Профессор Толкиен был неправ!”

    “Мифология: сквозь все времена и культуры”

    “Буддийские священные книги”

    “Новости науки для любопытных”

    За сим откланиваюсь, ваш
    хранитель рассылки -
    Мори