Менестрели ТьмыА. ГридинОпубликовано в "Эстель" (Новосибирск) N 2. Спорить с мистиками всегда очень трудно. Просто представьте себе такую картину: вы говорите "А", а вам в ответ - "Б"; вы спрашиваете: "Так почему же Б, если ясно, что А?" А вам в ответ - "Мне так приснилось" или "Я так вспомнил". Не правда ли, аргумент просто неоспорим? Речь у нас в статье пойдет, собственно говоря, о "Черной Книге Арды". Написана она двумя авторами - Ниэннах и Иллет. Даже лучше будет сказать не "написана", а "вспомнена" или "приснена". По дошедшим до меня слухам в полном объеме книга состоит из четырех томов, но пока вышел только первый - "Крылья Черного Ветра", книга увесистая - как-никак 700 страниц, естественно, в черной обложке. Сюжет книги имеет дело с событиями, описанными в "Сильмариллионе", начиная
с самого начала вплоть до Войны Гнева. Состоит она из четырех частей -
"Сердце Мира", "Приказано Забыть", "Железный Венец" и "Звездопад". Язык
книги очень своеобразен, видимо, и за счет того, что авторов было двое.
Лишь изредка авторы сбиваются на нечто, похожее на эпический стиль - большая
часть работы написана самым что ни на
И здесь мы подходим к тому, ради чего, собственно говоря, и писалась эта статья: назовем это идеологической основой книги. К чему же сводится концепция авторов? В предисловии пишется, что прав был Дж.Р.Р.Толкин, когда говорил, что он не сам написал свои книги - мол, частично они был навеяны ему свыше. Победителями, т.е. Валар, видимо, и их сторонниками. "Черная книга Арды" так же навеяна авторам свыше, но теперь уже - побежденными. И авторы сообщают, что они непросто меняют знаки, а пишут некую объективную историю, усиленно замаскировав это рассуждение тем, что абсолютного Зла или Добра или объективного знания не бывает. Увы, объективизма в этой книге... Ну, какой-то, наверное, есть: всем известно, что ложь особенно похожа на правду, когда содержит в себе крупицы истины. Мне хотелось бы надеяться, что эта книга - не преднамеренная ложь, а результат, по сути, страшной ошибки. Итак, Мелькор противостоит Эру и его верным слугам Валар, Согласно точке зрения авторов, Эру - это не Природа (как у Толкина), которая сама по себе гармонична, и в ней содержится все. Нет, это бог, вернее - Бог, в христианском понимании, ведь авторы производят имя Эру от слова на Истинной речи - Эрэ, Пламя. Соответственно, одно из имен Мелькора - Дающий Свет. Ничего вам это не напоминает? Да-да, Яхве и Люцифер. Так вот, если кто этого до сих пор не знает: легенда о Люцифере является средневековой выдумкой (тогда любили выдумывать самые странные этимологии), связанной с неверным пониманием Библии при переводе на латынь. Никакого отношения к сатане Люцифер не имеет, это Олицетворение планеты Венера в римской мифологии, по сути, Эарендил (Эарендел в мифологии саксов)1. А Эру в понимании Толкина - не Яхве древних иудеев, Бог-Отец христиан, а, скорее, Пуруша древних индийцев или Имир древних скандинавов2. И вся мифологическая подоплека "Черной Книги" - на том же уровне. И все очень похоже на Библию. В общем, для того, чтобы писать продолжение Толкина, подражание Толкину,
спор с Толкином, надо сначала получше разобраться в том что он писал
и думал. Ведь ряд моментов в "Черной книге" и идет от неточного
перевода или неверной трактовки Авторы в частности обижаются на то, что
Мелькор означает, якобы, "Восставший в мощи". Но этого нет у Толкина! Это
имя значит "Сильный", и Арда - не "княжество" или "владение", как
уверяют авторы, придумывая слово на Истинной речи - "Арта", "Земля". Зачем?
Арда и переводится как земля. Слово это родственно многим словам наших
языков: англ. Earth, нем. Erde, дат. Jord и т. д. Ну что ж, если Ниэннах
и Иллет считают, что они знают эльфийские языки лучше Толкина, они вольны
так думать - я же не могу им запретить, да и просто не имею права этого
делать. Но как-то все
Знаки, все-таки, изменены. Плюс стал минусом, а минус - плюсом, несмотря на все попытки показать, что это, вроде бы, не так. Просто сравните два отрывка: 1." Гортхауэр уже было собрался войти, но дорогу ему
заступил Нээро.
2. "Они ворвались во дворец. И Тулкас бился с Мелькором,
и Воители, глядя на поединок, видели - Черный
Вала сражается куда искуснее. И честнее. Мечи
сломались, и противники схватились врукопашную. Несколько
секунд они стояли не шевелясь, и хватка их могла бы показаться
братскими объятьями. Но вот медленно-медленно Тулкас, багровея
лицом, стал опускаться на колени. Казалось, сам взгляд Врага
гнетет его. Воитель толкнул сестру в плечо:
Ну что ж, это ли не смена знаков? Кто здесь хорош? Кто плох? Но надо заметить, что все не так просто. Среди Валар есть еще некоторые - Намо, Ирмо, Ниэнна - у которых еще есть шанс исправиться. Орков приукрасить невозможно - они и остались плохими, но теперь они происходят от эльфов, испугавшихся тьмы (в чем именно секрет этого превращения, объяснено очень невразумительно). О Синдар мало что можно сказать плохого - они остались, условно говоря, хорошими, и очень даже хорошо понимают Мелькора. Нолдор же становятся чуть ли не причиной всего зла в мире - всего, что о них насочиняли авторы, и не перескажешь: тут и убийства парламентеров исподтишка, тут и затыкание ртов тем, кто говорит правду (как ее понимают авторы). А не знакомо ли авторам такое слово, как расизм? Вот их отношение к Нолдор так и называется И опять рассуждения о том, что Свет только во Тьме, и есть великое Равновесие... Знаем. Читали. Раньше нравилось, а теперь поумнели - и надоело: все, от Муркока до Перумова. Неужели все познается в сравнении? Нет, многое, но не все. Сахар сладкий, а соль, естественно, соленая. И хотя этот пример очень утрирован, но ведь соль не "соленее" сахара, так как в нем нет этой "солености". Они просто разные. Оттенки существуют, но между ними - всегда грань: среди соленых вещей есть что-то более соленое, а что-то - менее. А этого, к сожалению, многие не осознают. В этом сыграло свою роль и развитие материалистического и атеистического, рационального сознания. Как бы ни было хорошо или плохо язычество или христианство, но в те времена на уровне обыденного сознания существовали какие-то абсолюты добра и Зла. Теперь же болезнью ХХ века стала неуверенность, а принцип сомнения - одна из основных характеристик нашего сознания. Не верить в то, что видишь, даже, в некотором смысле, просто модно. Я твердо уверен, что литература должна ставить вопросы и заставлять человека думать, а не тупо сомневаться: это, все-таки, два разных понятия. Увы, многие книги лишь запутывают ситуацию, вместо того, чтобы прояснять ее. Многие, наверное, слышали о принципе Оккама: в двух словах он заключается в том, что если задача решается при наличествующих данных и инструментах, совершенно не нужно привлекать дополнительные (хотя это более верно для точных наук). Для меня (и к счастью, не только для меня), проблемы, которые ставил Толкин, решались при помощи имеющихся у меня данных и инструментов, и мир его не противоречив внутренне, как утверждают авторы "Черной книги"; во всяком случае, не в той степени, как они думают. Еще один критерий, по которому я считаю, что мир "Черной Книги" - не более чем выдумка ее авторов: если оставить в стороне введенных ими персонажей, то они используют имена, придуманные Толкином. Но Толкин не раз менял имена своих героев; в отличие от, скажем, Даниила Андреева, слова его языков не приходили к нему свыше; он никогда не утверждал, что все было в точности так, как он писал. Поэтому, когда я вижу книгу, в которой содержатся те же имена и названия, что у Толкина, я вполне сознаю, что это - не собственный материал автора, а спекуляции на материале Толкина. Мне очень интересно, почему же такого всплеска к такому взгляду на прошлое Земли/ Арды не было до Толкина? Уже сам рост количества мистических откровений именно после выхода его книг должен, на мой взгляд, заставить о чем-то задуматься. Кроме того, как мне кажется, интерес к "Черной Книге" (как и к нашумевшему "Кольцу Тьмы" Н. Перумова) обусловлен книжным голодом. После выхода основных работ Толкина мы давно уже ничего в переводах не видели, самодельные переводы многотысячными тиражами не издашь, а английский язык не все знают, да и оригиналы найти сложно. Вот и распространяются вот такие, извините уж меня, суррогаты и заменители, которые хоть как-то могут утолить жажду - неважно, какого качества, главное, что про Среднеземье. К тому же авторы "Черной Книги" умело используют некоторые мотивы, по какой-то причине Толкином не затронутые - скажем, упоминания о драконах или пегасах, или о восточном взгляде на драконов: это дает очередную возможность сказать, что Толкин скрыл все это от читателя - а значит было зачем скрывать. А вообще, говоря честно, мое ощущение от этой книги, синтеза нудноватой фэнтэзи и маловразумительной мистики было в точности как у хоббита из хорошей песенки про хоббита и черного менестреля: В общем, долго он трепался, мне порядком надоел он,
Впрочем, мне кажется, что авторы и подобные им меня все равно не поймут: они скажут, что размышления Толкина над языками и есть результат его мистических откровений, когда он долго пытался разобрать где-нибудь "на астрале" то или иное слово, а вся мифология придумана "победителями", чтобы морочить всем головы, и так далее. Но... Да не обидятся на меня авторы, но скажу я, что чем заниматься таким творчеством, предварительно было бы лучше, не надеясь на трансы и откровения, разобраться в творчестве Толкина и мифологии получше. А на те деньги и на той бумаге, что пошли на "Черную Книгу" (тираж, как-никак, 7000 экземпляров) напечатать что-нибудь полезнее и интереснее - хотя бы "Советы домашним хозяйкам
Примечания Гарета 1. Здесь имеется некоторая натяжка - независимо от этимологии
имени Люцифер, которая действительно весьма сложна, в современном сознании
он вызывает некоторые четко определенный ассоциации, вовсе не связанные
с Венерой.
|
return_links();
//echo 15;
?>
build_links();
?>