Тильд
"…чтоб правду сделать сказкой"
(размышления о паре текстов Эстеры и Нион)
Наша фэндомская жизнь - это настолько причудливая смесь реального и нереального, что романы фэнтези можно клеить из дневниковых записей. Многие так и делают, но не о них пойдет речь в этой саге (да не саге, конечно, - так, зарисовочка мелкая от избытка эмоций).
Эстера в своих рассказах одним изящным движением сметает все границы реальности: в "Серебряной розе" происходящее дважды, а то и трижды оборачивается сном, а в "Исповеди Глорфиндейла" на ХИшках появляется странная девушка, одновременно пребывающая в трех местах и открывающая героям то, что они сами скрывали от себя. Формально - это полная и невероятная фантастика, "то, чаво на белом свете вааапще не может быть".
Нион пишет о реальной жизни. О той самой, которой нас отчаянно призывали жить наши папо-мамы, и которой мы жить в упор не желаем (даже если приходится). "Обыкновенная история" берет за душу именно этой своей обыкновенностью: самая-прекрасная-на-свете любовь, беременность, равнодушие парня, аборт… парень оказывается из тусовки, хотя он скорее хиппи, чем толкинист. "Случайная встреча" - примерно о том же, только финал истории девчонки благополучный: состоятельный муж, дочка, счастье в семье заменяет вольную и неприкаянную бродяжью жисть.
Так я, собственно, вот о чем. Я читаю и не могу понять, почему откровенно ирреальные тексты Эстеры мне кажутся гораздо правдоподобнее, чем вполне реалистичные рассказы Нион. (Эстера! Заткни уши, Кот тебя сейчас хвалить будет.) Был в России-матушке один писатель, и у него в повестях тож всякие не вполне обычные вещи случались - портрет, там, оживет или нос отвалится и по городу гулять станет… Оный автор, помнится, говорил, что события, им описанные, "редко, но бывают". И вот ведь диво: в реальность его повестей верится безоговорочно, хотя мы, в общем, понимаем, что Нос не превращался в чиновника даже в сказочно-далеком XIX веке.
Госпожа Эстера, примите поздравления Кота: у Вас гоголевская убедительность. Рецепт ее приготовления, вероятно, таков: возьмите 99% максимально точно описанных характеров и ситуаций, добавьте один яркий глюк, а также писательского таланта по вкусу. Мне трудно судить о том, насколько точно "Серебряная роза" отражает ситуацию на конах, но что "Исповедь" достовернее видеозаписи с любой крупной игры - факт! И реальность там такова, и глюки таковы…
А вот у Нион… и рассказы, вроде, правильные, и за душу они берут, и написано хорошо, ан - не верится Коту. Не видел Кот в жизни таких девочек, как в "Обыкновенной истории" - чтобы из профессорской семьи, надежда кафедры - и отличный маникюр. Да, я знаю, что еще классик сказал насчет дельного человека и красы ногтей, но мне вот как-то довелось знать либо барышень, у которых в голове маникюр занимал гораздо больше места, чем на пальцах, либо надежду кафедры, которой (надежде-барышне, а не кафедре) было никак не до маникюра.
Да, я опять цепляюсь к детали. Но с этой деталью я хоть могу объяснить, почему я не верю, а со всем остальным рассказом - не сформулировать. Вроде, в жизни именно так и бывает, а вот - что-то не то…
Со "Случайной встречей" всё проще. Преуспевающий экономист, подобравший беременную девчонку в переходе и женившийся на ней?! Тут нет вопросов. Это до такой степени неправдоподобно, что и критиковать нечего. Зато героиня счастлива, а это ведь немало (я не иронизирую).
Вот и выходит очаровательный парадокс: что фантастические рассказы Эстеры гораздо реалистичнее бытописательских зарисовок Нион. А это наводит на следующую мысль: что рассказ о фэндоме, чтобы быть правдивым, должен оказаться на грани сюра. Ибо глюки наши - реальны для нас, и нельзя описать толкинутую жизнь без портрета глюка крупным планом.
А теперь я скажу о том, что мне категорически не нравится во всех четырех текстах. Судя по нашим писательницам, в фэндоме не завалялось ни одной мало-мальски цельной, уравновешенной и одновременно приличной персоны. То есть никуда - без надлома и надрыва, или самообмана, или вечно незаживающей раны в душе (или зажившей, но тогда душа просто обязана умереть!). О память и боль! - поистине, сердце живо лишь пока оно исходит кровью! Будь проклято благополучие, и да будет вечно страдать молодой Мелькор… то есть Вертер… впрочем, пусть лучше оба сразу… Вот и выходит, что без достоевщины мы - никуда. Единственной на четыре рассказа личностью, с которой мне бы захотелось пообщаться в жизни, оказывается этот самый Глорфиндейл, да и он, судя по авторской характеристике, - скорее от недостатка "глубокой душевной жизни".
А вот в это я ну никак не верю.
Так что мой совет читателям: не читайте вы эти четыре рассказа подряд. Ибо чревато сие болезнями французскими, ипохондрией да меланхолией именуемыми… А если уж решитесь прочесть все четыре и непременно за один присест, то последним прочтите "Исповедь Глорфиндейла" - она хоть настроение поднимет.
Искренне Ваш
черный майа рыжего цвета
Тильд
Обсуждение на форуме
|