Главная Новости Золотой Фонд Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Дайджест Личные страницы Общий каталог
Главная Продолжения Апокрифы Альтернативная история Поэзия Стеб Фэндом Грань Арды Публицистика Таверна "У Гарета" Гостевая книга Служебный вход Гостиная Написать письмо


"Средиземье: отражение Х" Тайэре

Очень интересный образец жанра, назвать который я даже затрудняюсь. Ардреализм, быть может?

Это - действительно реализм. В этих текстах миф или легенда (за исключением отдельного подцикла легенд) даже и не ночевали. И это совершенно осознанный прием. Автор намеренно отрицает большую часть мифическо-магических атрибутов, которые так любят авторы прочих продолжений и апокрифов; меньшую же часть он разложит вам на квадрат ускорения, умноженный на импульс, убедительно поведав устройство большей части магических предметов с позиции физики, биологии и химии.

Это цикл в первую, вторую и пятнадцатую очередь - о людях и для людей. Для людей, лишенных "дивности", для людей, которым близки идеалы героев ранних Стругацких - работа и творчество, самоотречение и аскетизм. Почему-то, читая описания Ангбанда, вспоминаешь именно "Полдень, ХХII век". Мне лично это очень нравится. Этот цикл для людей, не раз уже битых жизнью - здесь присутствует удивительное, совершенно нетипичное для столь молодой авторессы понимание многих вещей - того, что нет абсолютного Добра и Зла, того, что нет правых и виноватых, того, что на второй день войны из героев и подлецов воюющие стороны превращаются в подлецов с руками по локоть в крови, неважно, кто изначально защищал правое дело.

"Отражение.." - единственный из апокрифических текстов, в котором содержание мне нравится более формы. Форма нередко грешит - и некоторая спутанность сюжета, и неудобство самой "витражной" формы для восприятия, и четко прослеживаемое изменение стиля от текста к тексту, которое делает "витражность" еще более резкой. Впрочем, можно наблюдать и аплодировать тому, как авторесса училась и очень быстро выучилась писать - легко, ярко, сильно и красиво. Это, пожалуй, самый спорный и яркий текст во всем фэндоме, и если популярность его уступает Ниэннах, то дело не в качестве текста, а, скорее, в манере поведения авторессы, которая далека от саморекламы, "черной скорби" и прочих атрибутов классического Черного Хроника.

Текст о людях - среди героев подавляющее большинство именно людей, а главный герой мучительно стремится к обретению человечности. Люди эти правдоподобны и выписаны ярко и памятно. Запоминаются не только основные, но и эпизодические персонажи. Вообще, художественный уровень крупных, "осевых" вещей цикла - вполне на уровне качественного художественного произведения "большой" литературы.

Рецензия получается сугубо хвалебной.. надо, наверное, сказать что-нибудь ругательное? Ну, скажу.

Мне лично не нравится именно то, что и нравится. Такое вот противоречие. В частности, антропоморфное истолкование фигур Мелькора и Саурона (хотя Саурон в тексте чертовски хорош). Не нравится ограниченность авторессы, которую только сослепу можно назвать апокрифистом именно Черным - это типичный текст Равновесника, который раздает "всем сестрам по серьгам и всем братьям по шеям" - только на Ангбанде и потом на Барад-Дуре. Можно подумать, что больше нигде и ничего в Средиземье не происходило примечательного. Что еще не нравится - и нравится тоже - это отсутствие резко отрицательных оценок. Исподволь намекается, что хорошие - все. Это, конечно, прекрасно, такая терпимость - даже откровенных "пакостников" из из описания Тайэрэ оправдает любой суд присяжных - но немного под конец чтения утомляет. Что, ни одного реального негодяя во всем Средиземье не было?

Текст смотрится почему-то хорошо, пусть никого не покоробит, в паре именно с Толкиным. Если Ниэннах не удалось написать книгу Tolkien-compatible, несмотря на то, что она старалась - ЧКА и Сильм в одной реальности не уместятся - то Тайэровское "Отражение.." в том же пространстве-времени могло поместиться вполне. Хотя авторесса и совершенно, как я понимаю, этого делать не собиралась. Но вот вышло же.. Фактология бережно совпадает с Сильмовской, заполняет "лакуны в общей ткани"(С)ЧКА, объясняет что-то.

Качественная вещь, в общем. Прочтения стоит непременно, ибо входит в те три кита фэндома, которые я для себя выделяю: ЧКА, "Отражение Х", Лейхоквэнта.



return_links(); //echo 15; ?> build_links(); ?>