Несколько монологов женщин, рассказывающих об одном из наиболее противоречивых героев Первой Эпохи – о Келегорме. В самом деле, отчего совершивший многие преступления оказывается поименован самым странным прозвищем – The Fair? (Как только его не переводили за эти годы… начиная с “Прекрасного”, хоть и ясно, что речь не о смазливом лице…).
С горечь вспоминает о своем сыне Нерданэль, со странной смесью неприязни и сочувствия – Галадриэль, но наиболее интересны рассказы двух девушек, нолдиэ и нандэ, некогда безнадежно влюбленных в него. Ни малейшей идеализации. Келегорм в их воспоминаниях предстает отнюдь не милым и прекрасным – но необыкновенно притягательным, несмотря на все свои недостатки.
При всем этом рассказ не распадается на цикл зарисовок, где можно любую убрать или добавить, текст целостен и внутренне един.
Характерная цитата:
“Он был как пламя, как ярое пламя. Он всегда был в движении, никому не уделял своего времени полностью, говоря что-то всегда думал о другом, о чем-то следующем. Жизнь вокруг него так и кипела, вспыхивали глаза и речи звенели металлом, кони ярились, колеса вращались и восемь лучей серебром сияли на черном. Он воевал как охотился, не скажу "весело" – мало веселья в смерти, но как-то бесшабашно; никто из наших воинов не страшился смерти в бою, но Келегорм будто вообще не особенно заботился о таких вещах, как жизнь и смерть, одинаково легко шел на бой и на праздник, все, что брал в руки, держал крепко и умело, будь то поводья или гибкий лук, целебный стебель или рукоять смертоносного клинка.”
IMHO Альвдис
Достоинства этого рассказа закономерно оборачиваются недостатками. Этот текст я бы назвала классическим фэндомским рассказом – автор ставит задачу дать картину мира, создать живые образы, – с чем великолепно справляется. Чисто литературные цели отходят на второй план, где и остаются пылиться за ненадобностью.
Простой язык, без изысков. Почти нет описаний – единственный пейзаж дается глазами нандиэ, впервые попавшей на Химринг, и это скорее штрихи к ее портрету, чем абрис нолдорской крепости.
Текст удивительно теплый и добрый. Окно в Арду – согласитесь, когда вы глядите в окно, вам не важно качество рамы. Лишь бы стекло было незамутненным. Здесь оно – кристально чистое.