Главная Новости Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Дайджест Личные страницы


Источник Уральский следопыт
Дата 08.2000
Название Фэнтези и средневековье
Автор А. Косарева
Тип материала  Статья


Фэнтези и средневековье

Августа КОСАРЕВА

Всякое художественное произведение, неважно, фантастическое оно или реалистическое, создает свой особый внутренний мир. Мир авторского вымысла. Мир художественного произведения, где есть свое пространство и время, где развитие сюжета обусловлено законами мира, созданного автором.

В фэнтези эта общая для искусства в целом закономерность проявляется особенно сильно. Авторы романов фэнтези создают абсолютно новый мир, имеющий свою географию, историю, язык... Почти в любом фэнтези мы найдем карту, на которой изображены горы, озера, города... В своем «Сильмариллионе» Дж. Р.Р. Толкин создал новую мифологическую систему, описал творение мира и его историю на ранних этапах, т.е. написал Библию несуществующей культуры. Другие писатели не идут так далеко, но один из героев повествования обычно рассказывает, хоть и кратко, о прошлом родной планеты, ибо именно в нем нужно искать причины возникших вдруг проблем. Все это говорит о том, что фэнтези, создавая особый мир, стремится дать целостную картину этой вселенной. Для этого необходимо представить многоуровневое описание мира, все элементы которого должны быть логически увязаны друг с другом. При этом авторы не ставят своей задачей создать совершенно неузнаваемый мир. Напротив, в процессе творчества они ориентируются на общественные структуры, реально существовавшие в истории человечества. И, прежде всего, на культуру средневековья. Использование образа определенной культуры с установившимися причинно-следственными связями облегчает задачу писателя создать целостный облик мира. Ориентацию же на средневековье петербургский критик В. Гончаров объясняет «стремлением к возвышенной романтике прошлого. А поскольку вся достоверная история земной цивилизации подробнейшим образом записана и захронографирована, авторам приходится придумывать и использовать страны и времена, лежащие за пределами историских хроник — говардовскую Киммерию или Британию времен короля Артура. Так рождаются карты новых земель и стран с кропотливо прорисованными географическими реалиями, с детально разработанными историческими, экономическими и этнографическими подробностями». Кроме «стремления к возвышенной романтике прошлого», интерес к средневековью можно объяснить иначе.

Средневековье есть один из этапов христианской европейской культуры. Авторы фэнтези, европейцы и американцы, опираются и ориентируются именно на европейскую культурную традицию и рассчитывают на читателей, живущих в этой традиции. Взаимоотношения людей в Древнем Египте, Двуречье или даже Древней Греции воспринимались бы читателями как нечто чуждое. Рабовладельческое общество ушло глубоко в историю. Идеалы и принципы этого общественного строя не являются частью современного менталитета. Поэтому рабовладельческая система отношений оказывается невостребованной в литературе, ориентированной на «романтику прошлого», и фэнтези в своем отражении действительности опирается на европейскую культуру, нормы, ценности и идеалы которой отвечают нашему внутреннему мировосприятию. Европейская культура насчитывает пятнадцать веков истории. Из всей европейской истории именно средневековье оказывается востребовано в фэнтези. Это объясняется тем, что культура средневековья соответствует одному из важнейших законов фэнтези: малый интерес к развитию науки и техники. Фэнтези XX века возникает как протест и попытка уйти от технократической реальности. XVI-XX века — время развития научной мысли и установления в общественном сознании научной картины мира. Но техника и наука неприемлемы в фэнтези, поэтому именно на средневековую нетехнологическую культуру ориентируются авторы фэнтези, создавая свои произведения.

Существует еще одна точка зрения на этот вопрос, высказанная Брайном Олдиссом в его книге по истории научной фантастики. Он считает, что магии фэнтези уступает свои позиции не наука, а финансовая система. Ориентацию на средневековье Олдисс объясняет неудовлетворенностью определенных слоев общества сложившимися в современном мире экономическими отношениями. В средневековье же, хотя денежная система и существовала, но деньги не имели такого хождения, как сейчас, и преобладало натуральное хозяйство. «Когда мы имеем дело с сумбуром фэнтези, мы говорим о мечтах нашего общества, нашего капиталистического общества. Привлекательность общества, где никакие деньги не имеют хождения, очевидна... В фэнтези банки — эти бастионы капиталистического общества — превращаются в дворцы или замки. Ведьма не нуждается в банковском займе. Доставал ли когда-нибудь герой фэнтези десятидолларовую купюру из своего кармана? И получала ли когда-нибудь миледи алименты? Был ли когда-нибудь главный злодей брошен в тюрьму за долги?» (Aldiss В. W. Trillion Year Spree: The History of Science Fiction. -New York: Atheneum, 1986. — p. 280-281). В мире фэнтези человек не обладает силой и властью, которую дают деньги. На первый план выходят личностные качества, и только они имеют значение.

Таким образом, существует несколько причин, по сей день заставляющих авторов ориентироваться на средневековую культуру и структуру общественных отношений. А будет ли средневековье и дальше привлекать писателей-фантастов, покажет история.

Тезисы к семинару



return_links(); //echo 15; ?> build_links(); ?>