Главная Новости Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Личные страницы


Людмила Зымалева


Река желтого фэнтези

Предварительная публикация


1. "Ночной дозор"1, или лит. позор.

"Дорога дорог", "Болтливый мертвец", "Маг-целитель" - книжки в ярких вульгарных обложках с непременными - мускулистыми мужиками в кожаных трусах и эфемерными остроухими девицами, нынче не в новость. Прилавки больших магазинов, книжные лоточки, развалы забиты сериями вроде: "Азбука-Фэнтези", "Век Дракона", "Наследники Толкиена". Руки пассажиров общественного транспорта (в основном, молодежи) пестрят подобными изданиями. Последние 3 года в России происходит бум фэнтези.

2. "Профессор, простите нас".

Жанр фэнтези появился во второй половине ХХ века. Его основоположником был профессор Оксфордского Университета Дж. Р. Р. Толкиен, книги которого ("Властелин Колец", "Хоббит", "Сильмариллион") давно уже причислены к мировой классике. Жанр фэнтези предполагает под собой раскрытие извечных морально-философских и социальных вопросов (борьба Добра и Зла, тема Любви, Власти, Войны) посредством рассмотрения их в ином, параллельном мире, эдаком "тридесятом царстве", созданном на основе различных мифов, легенд, эпосов, переработанных и завуалированных фантазией автора. Главная цель фэнтези - не рассказы о великих воителях, магах и остроухих уродцах нечеловеческого происхождения, но повествование о борьбе Добра и Зла в человеческой душе, пути становления самосознания личности. Любая же мистика (боги, маги, талисманы), волшебные существа (эльфы, гномы, драконы), обязательная четкость в расстановке сил (явные воплощения Добра и Зла), являются лишь средствами для образности, четкости повествования, а ни как не основой его.

Это определение фэнтези, увы, упорно забывается современными авторами и почти всеми "столпами фэнтези" последних нескольких лет. Хотя, чего можно ждать от книги, написанной по заказу за год, полгода?


Прежде чем продолжать эту статью автор считает должным заметить: первое - его точка зрения не является поверхностной и необоснованной. Автор подробно ознакомился с книгами всех нижеупомянутых писателей (тем не менее все ниже следущие выводы являются сугубо личным мнением, не претендующим на абсолютную истину). Второе - затронутая тема настолько сложна и многогранна, что ее невозможно хорошо осветить в газетной статье и, поэтому (так же поверхностно), ниже стоит рассмотреть лишь самую актуальную проблему в отдельно взятой России, под названием "Русское фэнтези" ( "РФ").


3. "Столпы и столпики".

Русское фэнтези, как следует из названия, принадлежит перу русских (Н. Перумов, М. Фрай, С. Лукьяненко, Г.Л. Олди, П. Молитвин) и околорусских: (А. Сапковский) авторов. Всех этих литературных деятелей можно подразделить на три основные группы:

Авторы первой группы (Н. Перумов, К. Еськов, Ниэннах (Н. Васильева)) избрали самый беззатейливый и выгодный путь - продолжать и дополнять Дж. Р. Р. Толкиена. Действие в их книгах происходит в мире, придуманном этим писателем, имена героев, сюжетные линии взяты оттуда же. Нужно заметить, что почему-то все продолжатели Основоположника фэнтези, коверкают, противоречат или даже абсолютно игнорируют его идеи2 в непосредственных "продолжениях" и книгах "по мотивам". И, хотя эти авторы, не особенно преуспевают на литературном поприще, они успешно берут другим: книги, на обложке которых, крупными буквами стоит фамилия известного английского классика, расходятся огромными тиражами и приносят немалую прибыль. А то, что поклонники Толкиена зачастую не находят в этих "продолжениях" и "других взглядах" ничего, касающегося Толкиена, кроме его имени, горделиво украшающего обложку, никого не касается.

Писатели второй группы начинали с фантастики (Г.Л. Олди, С. Лукьяненко), но не смогли отказать себе в удовольствии (впрочем, наверное, хорошо оплачиваемом) попробовать себя в стиле фэнтези. Действительно, достаточно заменить бластеры и космолеты на файерболлы и драконов и вот оно - фэнтези. Только сколько ни приклеивай гуманоидам острые уши, эльфами они от этого вряд ли станут!

Представители третьей группы (на примере книг "Лабиринт" и "Волонтеры Вечности" Максима Фрая) решили покорить читателя оригинальностью. Их повествования - типичный полицейский сериал, щедро сдобренный магией, бородатыми шутками и развязной циничностью. Попытка такой неординарности еще более-менее чувствуется в первых двух книгах серии. Но если повторяемые на каждой третьей странице шутки почему-то начинают казаться несмешными к концу второй книги серии, то представьте себе реакцию при прочтении седьмого, восьмого тома. И чем более сомнительными становятся шутки ("Я вам покажу, почем фунт кошачьего дерьма в неурожайный год"), чем поверхностнее и развязнее повествование, тем заметнее, что автор таки претендует на глобальную мысль, просто он "оригинально" скрывает ее за пошлейшими строками (мол, я не тычу ей в лицо, а от этого она свежее, глобальные). Банальность и ординарность прекрасно заметны при ближайшем рассмотрении.


4. Исключение, как подтверждение.

Единственным (известном автору) исключением из плеяды авторов "РФ", по праву, может считаться Мария Семенова. Писательница начинала еще в 80-90е годы как автор исторических романов (что выгодно выделяет ее из рядов выросших, как грибы за один-два года авторов). Собственно, книг в стиле фэнтези у нее не более пяти.

Самый известный, ставший бестселлером "Волкодав" создан на основе славянской и скандинавской мифологий, что полностью соответствует идее создания настоящего фэнтези. Но, не смотря на свой незаурядный талант, писательница обречена гибели в потоке серий "русского фэнтези", слишком уж сложно разобраться , что к чему, когда ее книги в такой же вульгарной яркой обложке стоят рядом с М. Фраем и С. Лукьяненко. И еще. Даже М. Семенова, единственная (из известных автору этой статьи) достойная представительница настоящего фэнтези в России попалась на удочку конвейерного производства книг. Ее последние произведения (в основном, продолжения "Волкодава") написанные за год, полгода (правда, почти таким же великолепным языком) уже не несут ни одной новой или хотя бы четко сформулированной мысли. Стихи же, которыми у М. Семеновой начинаются все главы серии "Волкодав", в последней книге "Истовик-камень" становятся совершенно любительскими: вопиющее отсутствие идеи в них подчеркивают повсеместные нарушения рифмы и размера.

В одном М. Семенова повторила Толкиена - по мотивам ее книг уже пишутся продолжения (П. Молитвин и др., серия "Миры Волкодава"), что подчеркивает качество ее романов. Только вот Толкиен не продавал права своим конвейерным "наследникам", как это, несомненно, сделала русская писательница.


5. "РФ" и мексиканские телесериалы.

Но самое страшное в феномене "русское фэнтези" не то, что его пишут, но то, что его читают. Да еще как. Правда, многие из читателей склонны оправдывать себя тем, что якобы "разгружаются", "спят с открытыми глазами". Самое забавное и парадоксальное, что эти же люди смотрят с презрением и негодованием на любителей "мыльных опер", любовных романов или серии "русский детектив", считая, что расслабляющиеся таким образом люди - безграмотные домохозяйки и ограниченные тинэйджеры. Любопытно узнать, каким образом магические талисманы, остроухие эльфики и воительницы в железных купальниках с "бюстом на вынос", могут придать больший смысл произведению и выгодно отличить его от вышеперечисленной бульварщины. Чем фраза: "он взял ее четыре раза подряд, каждый раз доводя до оргазма" из романа Лукьяненко отличается от любой строчки каких-нибудь "Напоенных страстью", или "Роковых любовников"?

Существует и вторая категория почитателей "желтого фэнтези" - ярые его фанаты. Это люди, искренне презирающие Пушкина, Достоевского и других классиков (действительно, "Идиота" не "проглотишь" за одну ночь), считающие их безнадежно устаревшими и тяжелыми в прочтении3. При малейшем намеке на то, что "русское фэнтези" невозможно считать литературой, в полном смысле этого слова, подобные господа заваливают кучей цитат, приплетают чтение Толкиена в оригинале (критерий высоколобости среди фанатов "РФ"), или просто искренне оскорбляются. Как любые одержимые чем-то люди, они готовы доказывать часами глубину "РФ", вместо фактов и примеров используя лишь личную убежденность.


6. Раскольников нынче не в моде.

Ознакомившись с вышеизложенным, трудно не поддаться искушению объявить читателей "РФ" тупой массой потребителей современной литературной жвачки. Тогда итог статьи был бы безгранично прост - что-нибудь о вреде массовой культуры. Но читателями "РФ" зачастую становятся неглупые люди. Люди творческих профессий, гуманитарии, студенты технических вузов, которые обычно строго подходят к выбору литературы.

Полный и правильный ответ на вопрос "почему?" требует весьма серьезных исследований. Пока же, точно выявить можно только две (возможно, основные) причины.

Первая: средний или низкий уровень знания русской (и, во вторую очередь, зарубежной) классики. Даже самые прогуманитарно настроенные люди плохо воспринимают школьную "обязаловку", а прочие, вообще, легко поддаются мифу об несовременности, тяжеловесности, заумности классики. То место в человеческом сознании, на которое должны были бы попасть идеи из настоящей литературы, занимают псевдо-истины Фрая и Лукьяненко.

Вторая, отчасти вытекающая из первой, причина кроется в том, что замученные нынешней нелегкой жизнью люди не имеют сил, а, в основном, желания читать о голодной жизни студента Раскольникова (главная мысль "Преступления и наказания" теряется для уставших читателей за угнетающим описанием столь сходных проблем). Почитать же, как очередной состоятельный маг или герой (в фэнтези мелкие проблемы быта зачастую несильно освещены, в "РФ" же ими попросту пренебрегают: короли и маги решают судьбы мира, абсурдно, если им помешает полупустой холодильник, или нежданная сессия) лихо справляется с проблемами не встречающимися в реальности (ну не каждый же день Вы спасаете мир с помощью магического талисмана?) гораздо проще.

А если все время читать одну конвейерную литературу, то и самый интеллектуальный человек рано или поздно так свыкнется с ней, что уже попросту не сможет воспринимать какие-либо серьезные книги.


7. Аналогии "РФ" и наркотиков.

Русское фэнтези - это своего рода наркотик, созданный современным книжным рынком. Даже цель у некоторых читателей фэнтези и настоящих наркоманов несколько сходна: забыться, уйти из этого жестокого и скучного мира, хотя бы на несколько часов. И как настоящими наркоманами, так и "книжными" вовсе не становятся одни только малолетние преступники, дети из неблагополучных семей, морально неокрепшие тинэйджеры, или "золотая молодежь". Неглупые молодые люди, понимающие реальную опасность героина или ЛСД, из-за недостаточного развития литературного вкуса не в состоянии разглядеть ее подобие в конвейерных изданиях. "Как же, ведь многие авторы "РФ" - члены союза писателей, это ли не гарантия качества?" - удивится кто-то. Но ведь во все времена, во всем мире неисчислимое множество людей, часто совершенно некомпетентных в сфере непосредственной деятельности упорно занималось не своим делом.

Отдаленное, образное сходство наркотиков и "РФ" - это итог их потребления. Деградация. В первом случае, физическая и умственная, а во втором культурная. И, несмотря на неочевидность последней, она ничуть не менее чудовищна. Получается замкнутый круг: недоразвитие лит. вкуса ведет к его полному уничтожению и не позволяет правильно оценивать и потреблять настоящую литературу.

Может быть, выше изложенный абзац и аналогии, приведенные в нем, покажутся скептически настроенному читателю поспешными и утрированными, но если эпидемия "РФ" вскоре не затихнет сама собой, то через несколько лет мы будем располагать прискорбными фактами, неоспоримо оправдывающими акцентированность выводов, сделанных автором этой статьи


8. Ловушка для умников, или триумф Васи Пупкина.

Русское фэнтези, как оно сегодня представлено на книжном рынке, является одной из многочисленных ловушек для современной молодежи. Мышеловкой, где кусочком сыра служат завораживающая магическая атрибутика и расслабляющий уход от реальности. И, хотя автор этой статьи не предлагает запалить сжигающие книги костры ("451 по Фаренгейту" - удел фантастов), конвейерная литература не может быть полноценным продуктом для массового потребления, как заведомо некачественная. Кто же из здравомыслящих граждан будет, есть просроченные консервы, или пить суррогатную водку? Так почему же считается возможным потребление книжной продукции такого рода?.

В заключение, хочется сказать: чтение русского фэнтези нельзя объяснить поговоркой "на вкус и цвет товарища нет". Вот если кто-то любит Пушкина и Достоевского, а кто-то Моэма и Брэдбери - это различие вкусов, но если кто-то любит Пушкина, а кто-то "столп фэнтези" Васю Пупкина - это не кардинальное различие вкусов, но полное отсутствие какого-либо намека на вкус.


Апрель 2003.


1. "Ночной дозор" - роман в стиле "Русское фэнтези" С. Лукьяненко.

2. Борьба со злом внутри человека, тема власти как развращающего фактора, нахождение великого в малом, и др.

3 Почему-то, единственным более-менее "реабилитированным" писателем считается М. Булгаков, видимо, оттого, что в его романе "Мастер и Маргарита" (других его книг фанаты РФ очень часто не знают) есть доля мистики.


Размещено: 12.12.03



return_links(); //echo 15; ?> build_links(); ?>